Это
был огромный труд, ибо действие романа охватывает более пятнадцати лет, в книге
около шестисот персонажей, авторские автографы и корректуры составляют более
пяти тысяч листов, некоторые сцены переписывались по пятнадцать-двадцать раз.
Жена писателя Софья Андреевна несколько раз собственноручно переписала текст
книги. Но дело здесь не в страницах и цифрах, а в медленном, продуманном
углублении творческой мысли великого писателя в историю России и душу своего
народа, в выборе им героев и самого исторического момента (вступление взято из
учебника «Литература. 10 кл.», авторы: В.И. Сахаров, С.А. Зинин)
Работа с карточками. Пользуясь
записями Л.Н. Толстого, студенты заполняют таблицу, которая помогает
разобраться в движении замысла писателя.
«В 1856 году я начал писать повесть
с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист,
возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825
году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825
году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне
нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для
России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени
1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже
настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий
раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую
молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими,
полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи
личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным
интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того
времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется
странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением
которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое
я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в
борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не
испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при
чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества
была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то
характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак,
от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже
не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,
1807, 1825 и 1856 года».
«История замысла
романа-эпопеи «Война и мир»
Дата
|
Цитата
|
Характеристика
|
1856
год
|
«В 1856
году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен
быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
|
начало
замысла, роман «Все хорошо, что хорошо кончается»
|
1825
год
|
«Невольно
от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего
героя».
|
восстание
декабристов
|
1812
год
|
«Чтобы
понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его
совпала со славной для России эпохой 1812 года».
|
Отечественная
война
|
1805-1807
год
|
«Мне
совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не
описав наших неудач и нашего срама».
|
Заграничные
походы русской армии
|
Жанровое своеобразие
Работа с цитатой:
«Это не роман, еще менее поэма, еще менее
историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в
той форме, в которой оно выразилось» Л. Н. Толстой
В этом контексте вспоминаем еще один изученный полифонический роман "Преступление и наказание" |
В ходе беседы учащиеся размышляют
над тем, какие разновидности романа нашли отражение в произведении Л.Н.
Толстого, повторяют термин «полифонизм».
РОМАН-ЭПОПЕЯ
- крупная, монументальная форма эпической литературы, отражающая исторический
процесс в его всеобщности, «панорамности» изображения событий и человеческих
судеб. Чаще всего это произведение большого объема, отличающееся
многогеройностью и обилием сюжетных линий.
Черты эпопеи в романе «Война и мир»
— Картины русской истории (Шенграбенская
и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы,
партизанское движение).
— События общественной и политической
жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации
декабристов).
— Отношения помещиков и народа
(преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение
московских ремесленников).
— Изображение различных слоев населения
(поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
— Огромное количество человеческих
характеров.
— Большая протяженность во времени (15
лет).
— Широкий охват пространства (Петербург,
Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Работа с цитатой: Джон Голсуорси так писал о «Войне и
мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению <…>„величайший роман в мире“, — я
выбрал бы „Войну и мир“».
Проблемы начала века
— «Более всего в романе я любил мысль
народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и
моральных устоев общества.
— «Кто истинный герой?» Толстого
интересует общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и
страны.
— Истинный и ложный патриотизм.
— Назначение женщины — сохранение
семейного очага.
Проблемы середины века
— Судьба народа, вопрос об отмене
крепостного права — реформы 1860-х гг.
— Постепенный уход дворянства с арены
борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
— Вопрос о патриотизме, связанный с
поражением в Крымской войне.
— Вопрос об освобождении женщины, ее
образовании, о женской эмансипации.
Композиция романа
В
первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее
территории. Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в
Пруссии; Третий и четвертый тома
посвящены Отечественной войне 1812 г. в России. В эпилоге действие происходит в
1820 г.
Первичными
для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
•
Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
В
центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых,
Курагиных)
Важнейшие
художественные приемы в романе:
- основной прием – антитеза;
- приемы «отстранения», авторской
характеристики;
- диалоги, монологи, внутренние монологи;
- художественная деталь, образы-символы
Смысл названия
-
Как вы понимаете смысл названия романа?
Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в
котором слово «мир» представляет собой омонимичную пару и обозначает,
во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых —
человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два
написания слова «мир»: «мир» — состояние отсутствия войны и «мiр» —
человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила
именно форма «мiр». Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен
прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: «Война и
русское общество». Однако, как было установлено исследователями творчества
Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым
текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним
написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.
При составлении
занятия я опиралась на:
1. Учебник
«Литература. 10 кл.», авторы: В.И. Сахаров, С.А. Зинин
2. Беляева
Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература. Поурочные разработки. 10 класс
3. Презентацию учителя МОУ СОШ №2 ЗАТО Солнечный Корзуновой Ж.В. (взяты некоторые идеи)
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ МОЖНО ЗДЕСЬ
Здравствуйте, Анна Владимировна! Интересная разработка! Сейчас (февраль-март) в музее-усадьбе "Ясная Поляна" реализуется образовательный проект "Война и мир. По страницам романа..." Мы были в прошлом году с ребятами https://nvkuznetsova.blogspot.ru/2017/03/blog-post_27.html#more
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! Спасибо. Вы меня заинтересовали проектом.
УдалитьЗамечательная разработка урока! Вы - настоящий профессионал!
ОтветитьУдалитьСпасибо
УдалитьАнна Владимировна, прекрасная разработка, прочитала с большим интересом! Это один из моих любимых романов.
ОтветитьУдалитьЯ тоже люблю это произведение
УдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна! Спасибо за ценную информацию. Очень понравилось.
ОтветитьУдалитьНадеюсь, пригодится!
УдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна! Прекрасная разработка вводного занятия по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". Расскажу своим ребятам. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!)))
ОтветитьУдалитьВам спасибо за отзыв
Удалить