Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

пятница, 14 сентября 2018 г.

Первая пара по русскому языку. Введение.

Первый урок в 1"А"

   Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»! Неумолимо бегут дни за днями, приближая первый осенний месяц к середине. В колледже во всю идут занятия, выпускные группы в понедельник вернулись с практики «Первые дни ребенка в школе» (надо улучить момент и поспрашивать о впечатлениях!), а у первокурсников в самом разгаре адаптационный период.
  Конечно, в первую неделю расписание было очень интересное: с кем-то убежали вперед, с кем-то пытаемся догнать то, что не успели… Но подобные издержки понятны: на практике были не только студенты, но и добрая дюжина преподавателей!
Вторая неделя выдалась крайне напряженной, не оставляющей ни капли свободного времени ни на какие увлечения и интересы, поэтому запланированный еще на  понедельник-вторник пост выходит только сегодня, в пятницу...
   Неоднократно наблюдала, что многие учителя русского языка пропускают первые вводные темы курса, почему-то считая их лишними. Я же напротив всегда отмечаю их важность и необходимость. Ведь прежде чем начать изучать язык, нужно вспомнить о его значении для национальной и мировой культуры, вызвать потребность у студентов к бережному отношению к слову. А еще для меня это отличный повод поговорить с первокурсниками, познакомиться с ними, разобраться, каково их отношение к русскому языку и литературе, а также проверить, насколько хорошо они владеют необходимой терминологией.

А вы узнали всех, дорогие читатели?
  На этапе мотивации к деятельности я предлагаю учащимся определить, кто изображен на портретах и какой вклад в развитие родного языка и литературы этот человек внес. В ходе совместного обсуждения мы приходим к формулированию темы и вопросов урока:
- Язык как средство общения и форма существования национальной культуры;
- Язык как система;
- Язык и речь.
   Предваряя первое задание, я рассказываю студентам о том, что современный русский язык является важным и неотъемлемым элементом национальной культуры русского народа. Это и национальное достояние, и одновременно необходимое средство общения, которое объединяет всех людей, населяющих нашу страну, сохраняет наши культурные ценности, традиции и помогает сосуществовать самым разным народностям в едином политическом, экономическом и культурном пространстве. Затем, пользуясь предложенной схемой, прошу назвать разновидности национального языка и объяснить, чем обусловлено их существование.
   Мы делаем вывод о том, что национальный русский язык охватывает многочисленные говоры и наречия русского народа, но его высшей формой является современный литературный язык, который отличается от территориальных наречий и социальных диалектов, от просторечия и различных жаргонов своей нормированностью с точки зрения произношения, лексики, грамматики и стилистики. Я напоминаю первокурсникам, что литературный язык имеет две формы — устную и письменную.
   Далее работаем с отрывком из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Студенты  доказывают, что Григорий с отцом говорят на местном диалекте, находят диалектные слова, которые встречаются в авторской речи и размышляют, почему М.А. Шолохов не использовал вместо них слова литературного языка?
В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Проко¬фьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вы¬шел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Вы¬пустил на проулок скотину.
На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.
      Гришка, рыбалить поедешь?
      Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.
      Поедем, посидим зорю.
Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.
      А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
      Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
      Куда править?
      К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысъ сидели.
Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от бере¬га. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григо¬рий, не огребаясь, правил веслом.
      Не будет, батя, дела... Месяц на ущербе.
      Серники захватил?
      Ага.
      Дай огню.
Старик закурил, поглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.
      Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.
Обсуждение вопросов к тексту неизбежно приводит нас к определению языковой нормы, понимаемой как общепринятый образец, которому подчиняются объем словаря, значение и употребление слов, их произношение и правописание, грамматические формы и синтаксические конструкции.  Ребята делают выводы о том, как понимают литературный язык лингвисты. После чего я обращаю внимание первокурсников на высказывание Максима Горького: «Умес?но2 буд..т напомнить что язык со..дает?ся2 народом. Д..ление языка на литературный и народный знач..т только то что мы имеем так ск..зать «сырой» язык и обработ…(нн,н)ый мастерами. Первым кто пр..крас?но1 понял это был Пушкин он же первый и пок..зал как следует пользоваться р..чевым мат..риалом как надо обрабатывать его».
   Работа с цитатой позволяет не только проверить знание некоторых правил орфографии и пунктуации и выполнения разборов, но и  выяснить, что литературный язык вместе с тем это ещё и язык, обрабо­танный мастерами, художниками слова. В этом ещё одно су­щественное отличие его от общенационального языка. Литера­турная обработанность заключается в отборе из общенародного языка того лучшего, что в нём есть, — лучших выразительных средств — и в умелом перенесении их в язык литературных про­изведений, т.е. в литературный язык.
   В завершение рассмотрения первого вопроса формулируем основные функции языка: коммуникативная (функция общения), номинативная (функция называния) и эстетическая (функция наслаждения красотой речи).
   Чтобы доказать, что язык представляет собой систему, я предлагаю первокурсникам заполнить таблицу, которая к тому же помогает понять, как учащиеся владеют необходимой терминологией.
   После чего, обычно говорю о том, что русский язык — один из общепризнанных мировых и самых богатых языков мира. Он является и языком международной дипломатии. Его изучают, по данным статистики международ­ного культурного фонда ЮНЕСКО, более трети населения всей планеты.
   Рассмотрение третьего вопроса мы начинаем с формулировки определений понятий «язык» и «речь». В ходе мозгового штурма выясняем, что нас будут интересовать понимание языка как системы знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную систему, а речи – как одного из видов коммуникативной деятельности человека, с одной стороны, и результатом деятельности, с другой.
  В тетрадях после данных определений первокурсники записывают виды речи: внешняя-внутренняя, устная-письменная, пассивная-активная, монологическая-диалогическая. Стараюсь донести мысль о том, что этот список можно продолжать бесконечно, потому что речь может быть также, например, быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной.
   Выясняем, что для того, чтобы человек совершил речевое действие необходимо  определенное стечение обстоятельств, которое принято называть речевой ситуацией. Примером речевой ситуации может быть необходимость сделать доклад или написать письмо, ответить на вопрос учителя.
Тут же обсуждаем и записываем компоненты речевой ситуации:
- участники: адресант, адресат, аудитория;
- предмет речи;
- обстоятельства: место, время, другие значимые условия;
- канал общения– способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее;
- код: язык, диалект, стиль;
- речевой жанр, например, научный доклад, беседа;
- цель - то, что могло бы быть, по мнению участников, результатом речи в данной ситуации;
- оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад слушателей.
   В конце пары отвечаем на вопросы и выполняем задания (первоисточник заданий не знаю – нашла на нескольких сайтах в интернете)
1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
2. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем речевой коммуникацией?
3. Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.
4. В каких значениях употреблены слова «язык» и «речь», приведите синонимы:
Он не владеет языком. Говорит тяжелым языком. Притча во языцех. И назовет меня всяк сущий в ней язык. Язык мой - враг мой. Язык формул. Трудный для понимания язык. Язык колокола. Шершавым языком плаката. Он изучает русский язык. Одна речь не пословица. Изучение родной речи - великое дело. Речь Посполита. Речи слышали, да дела не видели. Не верь своим очам, верь моим речам. Владеть речью. Дар речи. Отчетливая речь. Стихотворная речь. Умные речи приятно и слушать. Об этом не может быть и речи. Выступить с речью.
5. Определите, какой вид речи представлен в следующих ситуациях:
а) ученик рассказывает наизусть стихотворение А. С. Пушкина;
б) студент дословно воспроизводит по памяти определение понятия «речевая         деятельность»;
в) драматург написал диалог героев своего нового произведения;
г) журналист готовит к публикации текст интервью с известным бизнесменом;
д) менеджеры двух фирм ведут деловую беседу;
е) ученые - филологи вышли с диктофоном на улицы с целью записи городских бытовых диалогов для последующего изучения современной разговорной       речи.
6. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить это факт?
7. Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»?
8.  Перечислите слова, относящиеся к вашей будущей профессии, бытующие в разных стилях языка.
   На этапе рефлексии предлагаю студентам ответить на вопрос «Зачем необходимо знать русский язык?»
Вот некоторые ответы первокурсников:
«… в знак уважения и почитания своих предков я обязана знать свой родной язык и передать его будущему поколению»
«Русский язык нужно знать для того, чтобы быть более грамотным…»
«Русский язык  нам нужен для того, чтобы обмениваться информацией, общаться друг с другом, развиваться, взаимодействовать и записывать историю жизни»
«Русский язык нужен для того, чтобы люди в стране могли общаться между собой, понимать друг друга и передавать информацию друг другу и будущему поколению»
«Русский язык – основа нашей жизни, поэтому его нужно знать»
«Без знания русского языка ни один человек в нашей стране не сможет понять русских традиций и культуры»

А вы, дорогие читатели, считаете необходимым проводить такие вводные уроки? Или же лучше потратить драгоценное время на другие темы русского языка?

8 комментариев:

  1. Анна Владимировна! С большим интересом прочитала! Словно снова вернулась в универ :) Очень понравилось! Считаю, что ТАКИЕ вводные уроки просто необходимы! Они мотивируют и заинтересовывают. Спасибо Вам большое за лекцию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что понравилось! Надеюсь. что и студентам понравилось у меня на уроках.

      Удалить
  2. Какие чудесные у вас вводные уроки, Анна Владимировна! Конечно, они необходимы!

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Владимировна, здравствуйте!
    ПризнАюсь: не хочется из года в год говорить одно и то же. Но... Ни разу я не пропустила ни в одном из классов вводный урок. Всегда находится, о чём сказать; всегда говорю о красоте и певучести русского языка, о его значении в жизни каждого из нас. И получается очень интересный разговор. Ведь ребята тоже включаются в беседу.
    Однозначно: вводные уроки нужны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как Вы правы, Ольга Николаевна. Эти вводные уроки всегда получаются разными, хотя вроде бы и тема одна, но общение со студентами иногда может завести совсем в другую сторону!

      Удалить
  4. Именно с таких уроков начинается настоящая любовь к языку. Мне очень понравился Ваш урок, Анна Владимировна

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...