Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

воскресенье, 15 января 2017 г.

Тула... История двенадцатая... (За пределами города: деревня Филимоново)

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
               Н. Денисов                                                                                                   
   Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»! Как давно мы не совершали прогулки по Тульскому краю, не правда ли? Сегодня в центре нашего внимания небольшая деревушка Филимоново в Одоевском районе Тульской области, а точнее даже не деревушка, а промысел, который возник в ней несколько сотен лет назад…
  Согласно местным преданиям, во времена Ивана Грозного во владения князя Воротынского приехал гончар Филимон. Обнаружив залежи отличной глины, начал лепить горшки.  Местечко, в котором он обосновался, так и стали называть – Филимоново. А глина была действительно особенная, черно-синяя, после обжига меняющая цвет на белый. С тех самых пор филимоновские мужчины гончарили, а вот женщины и дети лепили свистульки. Именно этими игрушками и прославилась деревня Филимоново.
  Однако специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в Одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. (Источник)


     Лепили свистульки длинными зимними вечерами под напевы русских народных песен, а весной, как только погода становилась ясной и сухой, все изделия обжигали. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасенки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.
  Филимоновская игрушка отличается особой пластикой и вытянутостью формы, что обусловлено свойствами местной глины, жирной и пластичной. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. (Источник


 Существуют различные сюжеты, которые использовались мастерами филимоновской игрушки: барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; коровы, бараны, лошадки, медведи; курицы и петухи. Так, например, женская фигура олицетворяла богиню-природу, медведь был символом могущества, олень – знак удачного брака, тепла, плодородия, конь – богатырской силы, птицы – воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи, корова обозначала плодородие.
Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:
•   сначала накладывают желтые полосы и пятна;
•   потом их обводят красным;
•   затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
     В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки.  (Источник


    В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством.
Князева Анна Ивановна (1901-1984) Игрушку лепила
в 1950-1970 гг.
  В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла. Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло. Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века.
Потомственная мастерица,
дочь известной филимоновской
игрушечницы А.И. Дербеневой.
В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастеров: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову. В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства. Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н.



Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет делают филимоновскую игрушку

В Одоеве  существует музей «Филимоновской игрушки», двери которого открыты для всех желающих.





Можно даже онлайн заказать экскурсию на удобное время







8 комментариев:

  1. Анна Владимировна! И до сих пор свистульки делают!!! А как они свистят! Почему по всей России не продают, интересно! Можно покупать на сувениры зарубежным друзьям!!! А свистулька в форме петушка - замечательный новогодний подарок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, и до сих пор делают,и чудесно свистят! Игрушки делают самой разнообразной формы. О продажах по всей России - не знаю. Осталось очень мало мастеров. В ХХ веке этот удивительный промысел чуть не был потерян. К счастью, нашлись энтузиасты, которые занялись его возрождением!

      Удалить
  2. Спасибо, вот оказывается еще чем знаменита Тула! Вот еще один примеров народных промыслов, добавлю обязательно в свой пост

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, в Туле много ремесел, которыми город может по праву гордиться. Конечно, дополните свой пост!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Владимировна! У меня в библиотеке есть филимоновские игрушки! Учителя берут на уроки чтобы показать детям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна. Ну а теперь можно и в музей отправиться)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Владимировна! Схожи с дымковской игрушкой. Интересно. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр Сергеевич. Если сходство и есть, то только в сюжетах. Техника сильно отличается

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...