Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

среда, 9 декабря 2015 г.

Джон Фаулз "Коллекционер"

  Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»!  Сегодня я хотела бы поделиться своими мыслями  о романе Джона Фаулза «Коллекционер», чтение которого завершила совсем недавно. Замечу сразу, что мое знакомство с этим произведением состоялось  около 10 лет назад во время обучения в университете.  Тогда книга произвела на меня неизгладимое впечатление, поэтому  мне показалось интересным «проверить» свое первоначальное восприятие.

   Итак, роман представляет собой достаточно мрачную историю, состоящую из двух частей. Выбранная автором композиция захватывает внимание читателя сразу, поскольку каждый из фрагментов имеет своего повествователя. Главным действующим лицом и рассказчиком первой части является обычный клерк Фредерик Клегг,  вторая часть представляет собой дневник девушки Миранды, затем, когда дневник обрывается, мы вновь узнаем о событиях благодаря внутреннему голосу героя.
Джон Фаулз
   Фредерик - скромный, замкнутый человек, не наделенный даже хоть сколько-нибудь примечательной внешностью. Он недостаточно образован, в его речи и поведении видно мещанское воспитание, кроме коллекционирования бабочек, практически никаких интересов и увлечений не имеет.
   С первых страниц произведения становится понятным, что Клегг имеет серьезные психические проблемы, ведь его навязчивой идеей становится Миранда. Он, никогда не имевший отношений с противоположным полом, представляет себя исключительно рядом с избранницей. Фредерик следит за ней, пытается изучить ее пристрастия, увлечения, манеру одеваться и т.п.
  «Смотреть на нее было для меня ну все равное как за бабочкой охотиться, как редкий экземпляр ловить» - вот чем для него является эта слежка. Причем обо всех женщинах он мыслит только одной категорией: годна ли она для коллекции.
  Клегг с маниакальной увлеченностью подготавливается к похищению девушки, ему кажется, что это самый лучший способ привлечь к себе внимание понравившегося объекта. Он не жалеет денег (тут ему повезло с солидным выигрышем) ни на покупку нового дома, ни на его обустройство, ни на одежду, ни на книги… Произвести впечатление, быть с ней – вот идея-фикс…
  Однако герой совершенно забывает, что Миранда – человек, а не бабочка, и жить в золотой клетке, не имея возможности учиться, общаться, гулять, она просто не в состоянии:
«Не трать время на вещи глупые, тривиальные. Живи всерьез. Не ходи на дурацкие фильмы, даже если тебе этого очень хочется; не читай дешевку в газетах и журналах; не слушай чепухи, звучащей по радио или по телеку, не трать жизнь на разговоры ни о чем. Пусть жизнь твоя не будет бесполезной».
   Миранда – деятельная натура, поэтому бессмысленное существование в замкнутом пространстве для нее равносильно смерти. Благодаря своей чуткости и проницательности, она понимает, что за внешней благопристойностью, вежливостью  и «приличностью» похитителя скрывается настоящая пустышка.
«Ему безразлично, что я говорю, что чувствую, мои чувства ничего для него не значат. Ему важно только, что он меня поймал. Словно бабочку».

   Казалось бы, что должна чувствовать жертва по отношению к своему мучителю? Мне кажется, что в большинстве случаев – отвращение, ненависть… Но девушка даже себе в мыслях признается, что ей искренне жаль Фредерика.
«Я понимаю – это трагедия, я понимаю, он – жертва убогого мещанского мирка…» 
«По-настоящему это он – заключенный. Заключенный в своем собственном, отвратительном узеньком сегодняшнем мирке»
  В какой-то степени она даже чувствует к нему сострадание: «… он нуждается в сочувствии и лечении у психиатра. В прощении…»
   Клегг же начинает испытывать злость к ЭТОМУ экземпляру своей коллекции только потому, что Миранда отказывается «лежать приколотой к холсту»,  жертва продолжает сопротивляться давлению, а он, к его глубочайшему сожалению, не может сломить сильный дух.
«Я – один из экземпляров коллекции. И когда пытаюсь трепыхаться крылышками, чтобы выбиться из ряда вон, он испытывает ко мне глубочайшую ненависть»
Смерть «бабочки» - вот итог… Но кого же обвиняет преступник? Конечно же, не себя, а жертву… Ведь она оказалась орешком не по зубам…
«… моя ошибка, что я слишком высокие цели себе ставил, я еще раньше должен был понять, что от такой, ка Миранда, не получу того, что мне надо, со всеми ее идеалами…»
Каков же выход? Новая жертва… попроще… 


   Существует экранизация этого замечательного произведения, созданная в 1965 году, режиссером которой выступил Уильям Уайлер.






15 комментариев:

  1. Люблю посты-обсуждения книг, Анна Владимировна, не прохожу мимо обычно... Но тут впечатление двоякое... Очень удручающее впечатлние... Психологически сильно, до сих пор актуально... Но второй раз я бы читать ее не стала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. Я тоже очень люблю посты подобной тематики, правда, писать мне их порой почему-то сложновато))) Несмотря на то, что я филолог.

      Удалить
  2. Начинала этот роман и не смогла дочитать. Попробую фильм,спасибо за ссылку)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна. У меня тоже есть книги, которые я так и не смогла дочитать. Хотя бралась несколько раз...
      Надеюсь, что фильм Вы досмотрите)

      Удалить
  3. Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна. Надеюсь, что фильм произведет на Вас впечатление

      Удалить
  4. Для сведения (вдруг захотите к нам присоединиться). 13 декабря устраиваю ЧУМовую вечеринку в Москве. Моя подруга из тылу едет) Подробности в ФБ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сразу прочитала Ваше сообщение, только ответить не получилось. К сожалению, присоединиться к Вашей вечеринке у меня не получилось бы

      Удалить
  5. Анна Владимировна, спасибо.
    Заинтересовалась. Сделала закладку, просмотрю или прочту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна. Думаю, что Вас, как психолога, это произведение должно заинтересовать

      Удалить
  6. Анна Владимировна, здравствуйте!
    Джон Фаулз - один из моих любимых писателей, роман "Коллекционер" прочитала, удовольствие доставляет сам язык изложения, а содержание, конечно, психологически тяжелое, но есть над чем задуматься. Спасибо за хорошую аннотацию, думаю, что многих заинтересует этот роман.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна. Действительно, о подобных книгах трудно сказать "понравилось", скорее "произвело впечатление". Меня поразило, как точно автору удалось передать психологию маньяка и жертвы.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Владимировна! Заинтриговали, познакомлюсь))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна. Надеюсь, что роман и на Вас произведет неизгладимое впечатление

      Удалить
  8. А мне роман понравился очень, хотя и не похвастаюсь, что прочтен был одним этапом....

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...