Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

среда, 11 ноября 2015 г.

«Тихий Дон» - 2015: шедевр или провал?

  Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»! Совсем скоро на телеканале Россия-1 стартует  премьера сериала «Тихий Дон».  Конечно, меня, как любителя классики, очень интересует, каков же получился фильм, поэтому я с нетерпением жду начала показа…
 Это четвертая экранизация бессмертного произведения М.А. Шолохова, режиссером которой в этот раз стал Сергей Урсуляк.
Сергей Урсуляк
Съемки 10-серийной эпопеи, проходившие в Ростовской области, начались в июне 2014 года и завершились в апреле 2015 года.
   Безусловно, судить о фильме, не видя его, нельзя, но нам с Вами ничто не мешает внимательнейшим образом рассмотреть актеров, занятых в главных ролях, а также сравнить их с предшественниками. Итак, начнем…

  
Полина Чернышова
   Роль Аксиньи Астаховой в этот раз досталась молодой актрисе Полине Чернышовой, только в прошлом году окончившей театральное училище им. Щукина. Это, пожалуй, ее первая крупная работа в кино. Не могу судить об актерских способностях Полины, так как не видела ее «в деле», но изучить внимательно внешность созданного ею персонажа, думаю, возможно.
Давайте вспомним, какой же рисует нам Аксинью автор…
«Ветер … перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи», «губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые». Аксинья естественна в своей казачьей манящей красоте. Все движения ее плавные, покачивающиеся…  А как по-другому она может носить свое прекрасное тело?
    А теперь посмотрим на Полину Чернышову.
Григорий и Аксинья
Стройная, голубоглазая, как мне показалось, совершенно не южной, а скорее даже северной внешности (хотя родом она, как написано в интернете из Ростова-на-Дону, с русыми прямым волосами…  Да и выглядит она слишком молодой и неопытной, нет в ее облике той порочности, если даже хотите, соблазнительности, которая должна быть присуща этому образу, нет на ее лице отпечатка трудной судьбы, прожитых лет… Изнасилование отцом, постоянные побои мужа, смерть ребенка, тяжелый ежедневный труд… Разве можно прочесть на лице этой юной актрисы что-то подобное?
Элина Быстрицкая в роли Аксиньи
     Конечно, скорее всего, в моем подсознании срабатывает стереотип, потому что, по-моему, лучше сыграть роль Аксиньи, чем это сделала в свое время Элина Быстрицкая, просто невозможно…  Она даже внешне идеально подходила под описание, недаром  сам Шолохов среди многих талантливейших актрис  только в Быстрицкой узнал созданную им героиню… «Так вот же она, моя Аксинья!» - воскликнул он тогда…
А когда смотрю я на Полину, то думаю, что не узнал бы в ней мастер «свою Аксинью»…
Хотя все-таки, думаю, что юное дарование лучше справится с ролью, чем Дельфин Форест, которой доверили воплотить этот же образ в предыдущей экранизации романа.
Дельфин Форест в роли Аксиньи
   В главной мужской роли снялся Евгений Ткачук.
Евгений Ткачук
Признаюсь, сначала очень удивилась такому выбору, ведь курносый светловолосый актер явно не соответствовал «турковатой» внешности Григория Мелехова: «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины  горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».  К тому же известная его роль Мишки Япончика явно не давала мне покоя до тех пор, пока я не увидела работу гримеров.
Евгений Ткачук в гриме
   На мой взгляд, получилось очень даже похоже. Посмотрим, удалось ли Евгению по-настоящему вжиться в роль, как это в свое время сделал (снова буду, наверное, субъективна) лучший Григорий Мелехов - Пётр Глебов?

Петр Глебов в роли Григория (1957)
Но опять-таки просто на все сто уверена, что Ткачук сыграет этого персонажа лучше, чем Руперт Эверетт в фильме Бондарчука, вышедшем на широкий экран в 2006 году.
Р. Эверетт в роли Григория
  Очень колоритной фигурой романа-эпопеи является образ Пантелея Прокофьевича Мелехова: «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…»
    Эту роль доверили безумно талантливому актеру Сергею Маковецкому, поэтому у меня нет сомнений в том, что у него все получится.  
Сергей Маковецкий в роли Пантелея Прокофьевича
Напомню, что в экранизации  1957 года Пантелея Мелехова потрясающе сыграл Даниил Ильченко.
Даниил Ильченко в роли Пантелея Прокофьевича
А вот в предпоследней версии в этого персонажа пытался вжиться Фарид Мюррей Абрахам.
Фарид Мюррей Абрахам в роли Пантелея Прокофьевича 
   «Под черной стоячей пылью коклюшкового  шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье- каменные груди, пуговками торчали остренькие соски», - такой мы впервые видим  будущую жену Григория НатальюА вот и актрисы, воплотившие этот образ в последних трех экранизациях.

  Зинаида Кириенко, яркая, красивая, удивительно точно сыграла свою героиню. Алена Бондарчук, несмотря на многочисленную критику, мне тоже понравилась своей органичностью, нежностью… Какой же предстанет Дарья Урсуляк, покажет время...
   В старшего сына Мелеховых, Петро, в новой версии предложили преобразиться актеру Артуру Иванову.
Артур Иванов в роли Петро Мелехова
  В принципе под описание Шолохова он вполне подходит: «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый», поэтому посмотрим, как  он справился со своей ролью. Напомню, что этого персонажа также играли Николай Смирнов (в фильме Герасимова) и Владимир Гостюхин (в фильме С. Бондарчука).



    Признаюсь, что больше всего в образе Дарьи Мелеховой мне нравится все-таки Наталья Андрейченко (можете меня закидать за это камнями, если хотите).
Наталья Андрейченко в роли Дарьи
   Мне кажется, что она наиболее точно подходит для этой роли, бесшабашной, любвеобильной, в какой-то степени сумасбродной героини.  Бесспорно, Людмила Хитяева прекрасно исполнила роль в фильме 1957 года, но, на мой взгляд,  внешне она подходит меньше.
Людмила Хитяева в роли Дарьи
    В новом фильме Дарью играет Анастасия Веденская.
Анастасия Веденская в роли Дарьи
   А сейчас я предлагаю Вам посмотреть на актеров, которые в  разные годы играли Степана Астахова, законного мужа Аксиньи. «Высокий, крутошеий и статный», - так характеризует героя автор. Но при всей своей привлекательной внешности он вспыльчив и жесток, вспомните, сколько раз он «обдуманно и страшно» избивал свою жену даже до ее романа с Григорием.


Александр Горбатов
  К сожалению, фотографию актера Александра Горбатова в гриме мне найти не удалось. Для меня это очень спорный выбор, не представляю себе шолоховского Степана таким…







   Ну а кто же сыграет остальных героев, мы увидим в фильме. Хочется все-таки верить, что экранизация удалась. По крайней мере я жду премьеры с величайшим нетерпением…

  На десерт, так сказать, я предлагаю Вам, дорогие читатели бога, небольшой сюжет со съемочной площадки «Тихого Дона»-2015…



и запись самой первой немой экранизации романа (еще тогда даже недописанного) 1931 года.





13 комментариев:

  1. Здравствуйте,Анна Владимировна! Только сегодня, после 5минутного просмотра сериала о Екатерине Великой, в очередной раз сошлись с мужем во мнении, что нынешние фильмы стократно проигрывают прошлым. Одна из причин в том, что нет нынче в титрах КОНСУЛЬТАНТОВ. Полистайте титры фильмов выдающихся режиссеров и увидите: консультант - доктор исторических наук, консультант- генерал-майор каких-либо войск, консультант по юридическим вопросам. Это говорит о том, что работа над фильмом была,действительно, работой, а не погоней за кассовыми сборами. Хотя даже при этом были киноляпы.
    Когда мы смотрели "Тихий Дон" Бондарчука, то моя сноха (потомственная донская казачка, выросшая в Калаче -на-Дону) смеялась над постановкой. Никогда не были казачки худосочными, блеклыми, невнятными. Что уж говорить о казаках. Ее бабушка в 75 лет заткнула бы за пояс любую молодуху своей хваткой, расторопностью,стАтью! "Разве так повязывают платок во время работы в поле?!!!"-говорила она,глядя на Андрейченко.Даже такие мелочи подмечала. Если не ошибаюсь,актеры Герасимова жили в казачьей станице насколько месяцев, чтобы сыграть достоверно. Наверное поэтому было разочарование у нашей бабули, которая искренне верила, что Быстрицкая-потомок казчьего роду.
    P.S.Помните, как говорила Мордюкова в фильме "Председатель":"Хороший ты мужик, НО НЕ ОРЁЛ!" Казаки всё же были орлами....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна. Я, конечно, не знаю казачьих традиций, но фальшь в фильмах тоже чувствую остро. Тем более после такого шедевра, как "Тихий Дон" Герасимова, где актеры несколько месяцев жили среди казаков, перенимая их повадки и особенности. Теперь же, в современном кинематографе все по-другому... Погоня за временем и за деньгами...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Владимировна! Как Вы все в подробностях подметили об актерах и постановках до и сейчас! Кинокритика достойна внимания. Я видимо старой закалки человек, потому что все мелочи в новых постановках, фильмах замечаю и не... принимаю ( игривость, с которой заигрываются молодые. Себя берегут - не пропускают через образ, через душу, чего не скажешь о старшем поколении актеров -талантов). Поэтому, если и будет внешнее сходство, уже не будет внутреннего мира, который молодые актеры и не стараются передать. Но... посмотрим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна. Я тоже очень часто не могу принять переснятые фильмы... Но посмотреть новую экранизацию все-таки хочется,где-то в глубине души ... а вдруг понравится...

      Удалить
  3. Риторический вопрос,Анна Владимировна, пока оставлю без ответа. Посмотрим - увидим. Актеров знаю не всех, а еще не люблю, когда переснимают старые фильмы)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью согласна с Вами, Анна Борисовна!

      Удалить
    2. Анна Борисовна, я тоже согласна, подписываюсь под каждым Вашим словом

      Удалить
  4. Очень заинтересовали, Анна Владимировна! Такой глубокий анализ наших фильмов... Спасибо. Жаль, что фильм многосерийный, и мы не сможем его посмотреть в нашем клубе КиноBooк и обсудить...
    Думаю, новые экранизации не всегда хуже. Они просто ДРУГИЕ. Например, экранизация "А зори здесь тихие" Рената Давлетьярова ничем не уступает старой Станислава Ростоцкого. И ее смотрит молодежь. Когда мы ходили, молодые ребята плакали, и даже когда пошли титры и закончился фильм, никто не встал, все сидели и молчали... И за это можно сказать режиссерам, которые отваживаются переснять советские фильмы спасибо...
    Но время покажет, правильно сказала Анна Борисовна... Обязательно буду смотреть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Витальевна, что заглянули в гости в блог. Я всегда скептически отношусь к попыткам переснять старые фильмы. И бываю рада, когда мои негативные ожидания не оправдываются

      Удалить
  5. Анна! Спасибо за интересный пост и размышления!!! Не смотря на попытки переснять старые фильмы, эффект от восприятия нового остается другим... И каждый из нас, зрителей, имеет свою точку зрения. Но все же в душу мне, еще в детские годы, запал фильм Герасимова (смотрели всей семьей). Мое субъективное мнение: лучше экранизации романа Шолохова, чем герасимовская нет!!! Вот этот "Тихий Дон" (режиссера Герасимова) - шедевр настоящий, без фальши!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для меня тоже лучше герасимовского фильма, пожалуй, не будет. Но посмотреть новинку, думаю, стоит)

      Удалить
  6. Посмотреть хочется хотя бы для того,чтобы роман ещё раз вспомнить.
    Сравнение неизбежно. Быстрицкая - да, вот это Женщина)
    Если честно, не понимаю, зачем столько раз снимать один и тот же фильм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я так думаю, что фильмы переснимают, во-первых, чтобы реализовать свое, возможно,новое видение классического произведения, во-вторых, для молодого поколения. Все-таки, думаю, они скорее посмотрят эту версию "Тихого Дона", чем фильм 1957 года. А это уже, к сожалению.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...