Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

суббота, 11 июля 2015 г.

"Анна Каренина", или мое субъективное мнение о некоторых героях романа


  Здравствуйте, дорогие читатели блога «BERGAMOT»! Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном из известнейших романов Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Замечу, что произведение это я читала несколько раз, преимущественно в студенческие годы, и вот этим летом я наконец-то почувствовала потребность в возвращении к этому бессмертному тексту.
  Роман прочитан – я в удивлении. Мое восприятие героев романа сильно отличается от того, как я «чувствовала» их раньше.
И если с Левиным, Кити, Облонским, Долли более-менее ощущения совпали с прежними, то образы Анны, Вронского и Каренина предстали совсем в новом виде. Сразу замечу, что все, о чем я напишу, мое субъективное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции…
  Итак, Анна Каренина – представительница высшего света, супруга крупного петербургского чиновника, причем в начале романа супруга якобы идеальная. Героиня изображена на фоне светского общества 70-годов XIX века, отличается от основной массы своей особенною красотой, изысканностью, богатым духовным миром. Много лет назад мне было до боли жалко ее: бедная девушка, которую отдали замуж за старика, словно птица в золотой клетке, желающая любить и быть любимой, разрывающаяся между страстью к Вронскому и любовью к сыну. Представляла ее белой вороной среди притворных представителей света!
   Но что же теперь? Теперь я читала и ужасалась этим лицемерным и лживым образом. Эти чувства появились у меня с первых строк романа и все более усиливались при приближении к трагической развязке!
  Допустим, Вронский понравился ей с первого взгляда, но еще до того, как она осознала свои чувства, ей было известно, что он является женихом Кити Щербацкой и соглашаться на танец, заигрывать с Алексеем при этом было ( по крайне мере) глупо. Чего она хотела добиться? В этот момент я склонялась к мысли, что Анна, осознавая свою красоту, просто обожала быть в центре внимания, поэтому, совершенно не задумываясь о последствиях, кокетничала с ним.
   Когда же это кокетство, если даже хотите любовь с первого взгляда, переросло в серьезное чувство, страсть, когда она фактически не скрывала отношения с любовником, Анна продолжала жить под одной крышей с человеком, которого ненавидела! Вы скажете, что точно так же вела себя Бетси Тверская, имея отношения на стороне, но ведь Бетси и не претендует на звание жертвы. Да, она лицемерит, но при этом не закатывает истерики, а живет в свое удовольствие (хотя я это и осуждаю не меньше).
  Далее Каренина узнает, что ждет ребенка, признается в этом мужу. Зачем? -  возникает у меня тут же вопрос.  Ладно бы если она собиралась бросить его и жить долго и счастливо со своей любовью! Предвижу сразу нападки в свой адрес. «В те времена не принято было разводиться! Она бы навлекла на себя гнев общества!» - скажете вы… Но своим поведением, обманом мужа у него за спиной она уже вызвала всеобщий гнев и осуждение!!!
  Каренин готов дать развод (отчасти из мести), дабы очистить путь к счастью своей падшей жены! Но и это ее не устраивает. Она начинает страдать о грядущей разлуке с сыном. Конечно, невозможность видеть своего ребенка -великое горе,  но она прекрасно понимала, ЧЕМ грозят эти любовные отношения. К тому же Анна, словно собака на сене: и вроде бы как мужняя жена, с одной стороны, а с другой, живет с любовником.  И разговоры про сына тут тоже как-то не вяжутся: разведена\не разведена – мальчика она все равно не видит! У меня даже создалось впечатление, что она просто не решается «сжигать мосты». Мало ли что? Вдруг не сложится! Так ведь всегда вернуться к мужу можно…
  Вронский тоже ждет развода, он готов жениться и хочет сам воспитывать родившуюся дочь, мечтает, что возлюбленная подарит ему еще детей. Но что же Анна? Да, в романе говорится, что после тяжелых родов она не может больше иметь детей. Но меня убивает ее мысль: «Вопрос о возможности иметь детей был давно спорный и раздражавший ее. Его желание иметь детей она объясняла себе тем, что он не дорожит ее красотой». Вдумайтесь, дорогие читатели! Вот, что ценит больше всего Анна Каренина, свою привлекательность!!! Чем не истинная дама света?
   Когда единственный раз героиня видит Левина, четко понимая, что он женатый человек, причем женатый на Кити, которой она и так причинила боль своим романом с Вронским, Анна хочет и его влюбить в себя! Зачем!? Читая эти сроки, я почувствовала омерзение к ней: «Проводив гостей, Анна, не садясь, стала ходить взад и вперед по комнате. Хотя она бессознательно (как она действовала в это последнее время в отношении ко всем молодым мужчинам) целый вечер делала все возможное для того, чтобы возбудить в Левине чувство любви к себе, и хотя она знала, что она достигла этого, насколько это возможно в отношении к женатому честному человеку и в один вечер, и хотя он очень понравился ей (несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчины, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в них то самое общее, за что и Кити полюбила и Вронского и Левина), как только он вышел из комнаты, она перестала думать о нем».
   В произведении не раз подчеркивается, что она ради Вронского пожертвовала всем: своим положением, сыном, спокойной жизнью. А разве Вронский ничем не жертвовал? Разве он не вышел в отставку, оставив военную карьеру, которой дорожил, разве не перессорился с родственниками, разве не уехал из-за нее в деревню, а потом за границу, разве не унижался перед Карениным, когда она лежала в родовой горячке, разве не стрелялся из-за нее? Неужели жертвы Вронского для нее так малы? Неужели это не доказательство его страсти?
  Я помню, как нам постоянно говорили, что Вронский неглубокий герой, что чувства его поверхностны, что он типичный представитель света. Но как сильно я не согласна с этим теперь!!!
   Да, безусловно, она запуталась, она закатывает истерики, потому что боится потерять Алексея, но вместо того, чтобы сглаживать конфликты, Анна разжигает их с новой силой. Вронский же идет на уступки, пытается успокоить ее.
«– Постой! По…стой! – сказал Вронский, не раздвигая мрачной складки бровей, но останавливая ее за руку. – В чем дело? Я сказал, что отъезд надо отложить на три дня, ты мне на это сказала, что я лгу, что я нечестный человек.
– Да, и повторяю, что человек, который попрекает меня, что он всем пожертвовал для меня, – сказала она, вспоминая слова еще прежней ссоры, – что это хуже, чем нечестный человек, – это человек без сердца.
– Нет, есть границы терпению! – вскрикнул он и быстро выпустил ее руку.
«Он ненавидит меня, это ясно», – подумала она и молча, не оглядываясь, неверными шагами вышла из комнаты.
«Он любит другую женщину, это еще яснее, – говорила она себе, входя в свою комнату. – Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено, – повторила она сказанные ею слова, – и надо кончить».
«Но как?» – спросила она себя и села на кресло пред зеркалом. <>
Приближающиеся шаги, его шаги, развлекли ее. Как бы занятая укладываньем своих колец, она не обратилась даже к нему.
Он подошел к ней и, взяв ее за руку, тихо сказал:
– Анна, поедем послезавтра, если хочешь. Я на все согласен.
Она молчала.
– Что же? – спросил он.
– Ты сам знаешь, – сказала она, и в ту же минуту, не в силах удерживаться более, она зарыдала.
– Брось меня, брось! – выговаривала она между рыданьями. – Я уеду завтра… Я больше сделаю. Кто я? развратная женщина. Камень на твоей шее. Я не хочу мучать тебя, не хочу! Я освобожу тебя. Ты не любишь, ты любишь другую!
Вронский умолял ее успокоиться и уверял, что нет призрака основания ее ревности, что он никогда не переставал и не перестанет любить ее, что он любит больше, чем прежде».
  И даже самоубийство Анны не вызвало у меня, как раньше, чувства сострадания и жалости! Она решила умереть главным образом не потому, что устала, что хотела обелить свое имя, имя мужа или сына, она решила умереть, чтобы Вронский страдал и считал себя виноватым в этом. В подтверждение ее мысли: «Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
  И все-таки из этого любовного треугольника мне больше всего понравился Каренин. И пусть Анна называет его «министерской машиной», пусть он не любит проявлять эмоции… Но он единственный по-настоящему благородный человек, который  до последнего надеялся на то, что жена одумается, который простил ей нравственные преступления перед ним, который вынужден бы принимать в доме любовника своей супруги. Собственно благодаря Каренину маленькая Ани, дочка Анны Аркадьевны, осталась жива, потому что только он не забыл про ребенка и устроил ему надлежащий уход и кормилицу! А ведь как он любил Анну! Да-да, эта «министерская машина» оказалась способной на чувства…


  Наверное, вы, дорогие читатели, наброситесь на меня с осуждением моей сегодняшней точки зрения относительно некоторых героев романа, но, повторюсь, в этот раз я «почувствовала» их вот так. Именно в этот раз, ведь буквально 5-6 лет назад я бы доказывала оппонентам совершенно обратное…  Возможно, открыв эту книгу через некоторое время, я вновь поменяю свою точку зрения… Посмотрим… 


21 комментарий:

  1. Доброе утро,Анна Владимировна! Вы знаете, я уже не раз испытывала тягу к тому, чтобы перечитать великих классиков, с произведениями которых знакомились еще в школе и в студенчестве. Сейчас с лёгкостью прочитала Тургенева "Записки охотника", Чехова и Бунина, хотя раньше они не находили такого отклика в душе. После Ваших постов о Толстом и Ясной Поляне уже знаю, какого автора буду перечитывать в оставшиеся дни лета.
    Разделяю Ваше мнение о том, что сейчас, с высоты прожитых лет))), строки этих произведений воспринимаются совсем иначе, порой даже диаметрально противоположно. Меня и раньше терзали сомнения, связанные с романом "Анна Каренина", а сейчас Вы их усилили, и потому я скорее соглашусь с Вами,Анна Владимировна. Спасибо Вам за это мнение.
    Талант писателя способен «затронуть самые тонкие струны души человека», подарить своему произведению много жизней, разных, не похожих одну на другую. Талант читателя - суметь разглядеть их, почувствовать, прожить вместе с героями эти жизни на разных этапах своего читательского пути.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Я тоже очень люблю перечитывать классику. Я просто даже не ожидала от себя такого восприятия книги, тем более, что помнила свои ощущения по прошлым прочтениям. Надеюсь, что Вы в своем блоге поделитесь мыслями о прочитанном.

      Удалить
    2. Анна Владимировна, обязательно поделюсь.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна Владимировна! Как же давно, я не была на страницах мною любимого блога!В отпуске, наконец, перечитала "Анну Каренину" на одном дыхании. Во-первых, поняла, что ни один из увиденных фильмов полностью не отражает того, что хотел сказать Л.Н.Толстой (простите, это на мой дилетантский взгляд). Во-вторых, я вдруг поймала себя на мысли, что между строк читаются слова о смирении, о всепрощении, о том, если хотите, что свой крест нужно нести достойно. А ведь к вере в этот трудный час обращался Каренин, который воспринимался после прочтения в романа в школе, как деспот и тиран, мешающий счастью женщины. Не скажу, что образ Анны Карениной кардинально изменился в моем восприятии, но прожитые страницы романа еще долго не оставляли меня.

      Удалить
    4. Я рада, Наталия Львовна, что роман и у Вас оставил неизгладимые впечатления. Спасибо за отклик

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Владимировна! Не могу не согласиться с Вашим видением проблемы "любовного треугольника"...Захотелось перечитать Каренину... Вот закончу читать новую книгу Глуховского "Метро-2035" и возьмусь за чтение.
    Как-то в одной из газетенок была высказана версия, где Толстой взял тему для романа.
    Оказывается, был случай, когда женщину, стоявшую близко от жд путей затянуло под поезд. "Высший свет" решил, что это кара за совершенное безнравственное действо - это была замужняя женщина, имевшая молодого любовника-офицера. .
    Толстой узнав об этом, развил тему - так родился роман "Анна Каренина".
    Что самое привлекательное в романе? То, что в зависимости от ситуации (личной) читатель смотрит на одну и ту же историю с разных точек зрения.
    Я бы даже посоветовала психологам обратить внимание на это и разработать тесты для определения психологического состояния человека.
    Только есть одно "НО!" - мало кто читает книжки, а по фильмам и комиксам невозможно сделать собственные представления...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Толстой очень часто для создания своих книг использовал реалии окружающей его жизни и людей, с которыми был знаком, наверное, поэтому, читая его произведения, мы чувствуем правдивость повествования. Мне часто говорили, что с возрастом книги воспринимаются по-разному, я как-то скептически к этому относилась. Теперь вот убедилась на все 100%! По поводу истории создания: я тоже слышала эту версию.

      Удалить
  3. Когда училась в университете на 4-м курсе, изучали творчество Л.Н. Толстого. Естественно, читали "Анну Каренину". Помню своё восхищение этим романом. Тогда же однокурсница (она к тому времени уже была замужем, сыну было лет 5), старше нас всех лет на 5, сказала: "Девочки, когда у вас будут дети, то, возможно, вы пересмотрите свои взгляды на Анну Каренину".
    Сегодня часто вспоминаю эти слова. Ваш пост, Анна Владимировна, невольное подтверждение и моей точки зрения.
    Сегодня ни за что не оправдаю женщину, которая бросила своего ребёнка ради мужчины. Я и представить не могу себе, как вообще возможно это сделать. Поэтому Ваш взгляд на Анну Аркадьевну мне близок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, ведь по сути она бросила не только сына, но и дочь. ведь она сама признается, что не любит ее, что не относится к ней так же, как к сыну, что не следит за ее взрослением. Как же так? Ведь это ребенок от любимого человека! В общем, при этом чтении мне был очень неприятен образ Анны!

      Удалить
  4. Отчасти соглашусь с Вами, Анна Владимировна. С возрастом , действительно, воспринимаешь все как-то иначе. Но что касается Карениной, то читая роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», я еще в юности не могла понять, как???? Как можно любовь к мужчине променять на любовь к своему ребенку? Как это можно оправдать? Никак!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я в юности почему-то об этом не задумывалась. Но зато эта мысль возникла сейчас. И я понимаю, как сильно я тогда ошибалась, оправдывая Анну Каренину!

      Удалить
  5. Захотелось перечитать "Анну Каренину"... Мне кажется - запутавшаяся женщина...То, что влюбленная женщина способна на ВСЕ - знаю очень хорошо. Не знаю, как бы восприняла роман сейчас. Но хорошо еще с юности помню эпиграф к роману - "Мне отмщение и аз воздам".
    Недавно перечитала "Войну и мир". Раньше не понимала Наташу Ростову, Анатоль-Андрей Болконский и наконец, Пьер. Теперь вижу развитие души и личности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна. Я часто перечитываю "Войну и мир", потому что каждый год со студентами изучаем это произведение. Вот хочется перечитать "Воскресение" и сравнить свои юношеские ощущения с более взрослыми

      Удалить
  6. О, Анна, а я так и не смогла осилить это произведение до конца, настолько мне были несимпатичны почти все герои романа))). При этом Толстого очень люблю, его язык меня просто восхищает, всегда читаю с удовольствием, но Анна мне сразу была глубоко противна, банальная истеричка и эгоистка, которая ни о ком, кроме себя не думает.... Не знаю, кем там восхищаться. Впрочем Каренин, конечно, хоть и достойно вел себя с точки зрения морали, по натуре слабак, позволивший вытирать о себя ноги, то же самое и Вронский, с той лишь разницей, что более горяч и молод. И хоть я так и на прочла произведение целиком, но и сейчас не рвусь). А вообще многие очень важные произведения в нашей жизни мы читаем не вовремя - или рано или поздно.... Каренину нужно читать в более зрелом возрасте, нежели в ветреной и романтичной юности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна во многом с Вами, Анна. Но мне показалось, что Алексея Каренина сделала слабаком любовь к Анне Аркадьевне, которая, в свою очередь, из-за своей самовлюбленности и самолюбования просто не способна увидеть это.

      Удалить
    2. Возможно любовь, в любом случае он тоже не пример для подражания, такая любовь губит как и самого влюбленного, так и того, на кого любовь направлена. И Анна, вероятнее всего все это разглядела, а потом умело использовала, только в итоге ее попытка усидеть на двух стульях стала провалом. Сама себя загнала в тупик, выхода из которого и искать-то не стала... Как Ирина Витальевна сказала - запутавшаяся женщина. Да, это так... Но запуталась она только из-за своей самоуверенности и самовлюбленности, а потом жалкие попытки самоутвердиться за чужой счет... Конечно, мне все же тяжело судить о характере Анны настолько глубоко, я ведь не прочла произведения целиком, дочитывала по диагонали, чтобы уже домучить. Но все же именно такое мнение у меня сложилось. Боюсь, что если еще тогда я так посмотрела на это произведение, то теперь ничего лучшего уже не увижу, потому что такие характерные герои встречались мне в жизни, печально, но у них тоже ничего хорошего в таких отношениях не сложилось. Так что книгу стоит воспринимать как антиурок, а в романтичной юности, к сожалению, можно принять иначе.

      Удалить
    3. Я согласна, что Каренин не образец для подражания, но мне он намного больше симпатичен, чем Анна Аркадьевна

      Удалить
  7. Здравствуйте, Анна Владимировна!
    Ваш пост-рассуждение заставил и меня вновь перечитать роман. Начала вчера. Но как и Анна Борисовна, постоянно задаю себе тот же вопрос... Разве так может быть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! В жизни, а тем более в книгах, может быть всякое! Друге дело понять или не понять тот или иной поступок. Признаюсь, было бы интересно прочитать Ваше видение романа.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Анна Владимировна! Перечитала роман прошлой осенью, перед просмотром одноименного балета (кстати, это было очень красиво и очень талантливо) и мысли были - один в один Ваши. Но я тогда постеснялась писать отзыв, слишком крепко сидели во мне избитые истины - Анна - жертва, Вронский - негодяй и т.д. Не могла я их пересилить. А ведь читала и думала о другом, противоположном. Для чего Толстой взял этот сюжет? Кто для него Анна?
    Перечитала и так мне жаль Вронского... И совсем, совсем не жаль Анну. Бросить сына... Как она могла?! Лицемерка и истеричка (теперь Вы понимаете, почему я не стала писать отзыва, а ведь сейчас эмоции уже улеглись ;))
    Зато с интересом в этот раз читала рассуждения Левина о политическом устройстве нашей страны и месте человека в обществе :)
    В общем, я за то, чтобы перечитывать классику!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Я тоже при написании этого отзыва переживала, как отреагируют читатели. Боялась, что со мной не согласятся... Но оказалось, что ощущения этой героини в большинстве случаев совпадают!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...