Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

суббота, 28 марта 2015 г.

Урок не по правилам, или Гостевой пост от Вани Куничкина

Фото из личного архива Вани
Куничкина
   Здравствуйте, дорогие читатели «BERGAMOTа»! Сегодня на страницах моего блога - гостевой пост. Ваня Куничкин, я думаю, хорошо известный вам, друзья, блогер, «примерил» на себя образ учителя и разработал конспект урока.  Иван - натура увлекающаяся и очень талантливая, поэтому и занятие у него получилось яркое и необычное. Внимательный читатель, надеюсь, помнит, как это всё началось… Вдохновился он публикациями с практики моих девчонок и попросил какую-нибудь тему, чтобы самому подготовить урок («Опоздавший пост, или Студентки вновь на практике»). Открыв первый попавшийся учебник, я ткнула пальцем: как оказалось, выбор пал на стихотворение Е. Благининой «Форточка».  Конечно, Ваня не учил методику преподавания чтения, никогда не интересовался структурой урока да и конспекты никогда не писал, поэтому мне было интересно посмотреть, что же у него получится... 


Урок не по правилам, или как я представляю себе идеальный урок.
Учебник, который мне
попался под руку в тот
самый момент...
Я не знаю, как учат будущих педагогов. Не знаю, как составляется план урока. Не знаю, какие цели преследует учитель, подавая материал в том или ином виде. Но я представляю урок так.
Вхожу в класс (это обязательное условие, чтобы учитель не сидел на перемене в классе вместе с детьми, а именно входил в дверь сразу после звонка, не опаздывал)
И ещё моё требование, как учителя, было бы, чтобы ребята встречали учителя стоя, приготовив учебники заранее. Звонок – ребята встали и ждут учителя. Таким образом они показывали бы готовность к уроку.
- Здравствуйте ребята! Садитесь!
(Маленькая несколько-секундная пауза, молча жду пока все усядутся, потом сажусь сам. Я – мужчина. Таким образом я показываю уважение к девочкам – будущим женщинам. Сажусь после них.)
- Сегодня я хотел бы немного отвлечься от урока и рассказать вам о путешествиях. О необычных, воображаемых путешествиях.
Фото из личного архива Вани
Каждый из вас часто задумывается и переносится в воображаемый мир. Даже во время урока некоторые умудряются покинуть класс и перенестись в дальние страны. Конечно пока мысленно. Но со временем человек научится телепортировать себя на расстояние, вот тогда и посмотрим, сколько из вас останется за партой.
(Некоторая доля шутки, для того, чтобы растормошить «заснувших», дать возможность подвигаться, настроиться на урок. После перемены ребята ещё возбуждены, поэтому я и стараюсь сначала заинтересовать их темой урока. Детям интересно, когда учитель сам отвлекается)
Да-да! Когда-нибудь в будущем ученики легко будут убегать от учителя. Стоит только захотеть.
А сейчас у нас есть уникальная возможность всем вместе попытаться раздвинуть стены класса и войти в воображаемый мир. А поможет нам в этом, как ни странно, человек, родившийся более ста лет назад, в далеком 1903 году.
(Теперь расскажу немного о писательнице)

Елена Александровна Благинина.
Елена Благинина
Никто не мог предположить, что дочь простого железнодорожника Орловской губернии, с детства мечтавшая стать учительницей, станет известной поэтессой, стихами которой будут зачитываться дети вот уже нескольких поколений.
А помогли в этом девочке упорство, тяга к учебе и огромное чувство ответственности.

Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились её первые лирические стихи.

Елена Александровна прожила долгую жизнь и постоянно работала.
Да-да! Не удивляйтесь, писать стихи – это тоже работа.
Она постоянно писала стихи для детей, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов, конечно лирических, даже, я бы сказал, поучительных.
Она написала более 40 книг как автор и более 30 книг, как переводчик.
Кто такой переводчик?
Это тот, кто хорошо знает иностранные языки и обладает достаточной долей воображения и чувством юмора. Чтобы перевести иностранные тексты на русский язык, надо соблюдать особенность авторского изложения текста. А при переводе стихов, по возможности соблюдать и ритм, стихотворный размер. А это, согласитесь, очень непросто.
Давайте, попробуем на следующий урок перевести какое-нибудь стихотворение с иностранного языка на русский?
За большим объемом не гонитесь. Пусть это будет всего несколько строчек, но отнеситесь к этому творчески. Иллюстрации приветствуются.
(Маленькая пауза, чтобы дети смогли немного пошептаться, подумать, даже пошуметь. Я в это время подойду к окну, в пол-оборота к ребятам. Одним глазом буду посматривать за классом, а потом распахну форточку и тихим голосом начну читать стихотворение)
Форточку открыл я на минуту
И как зачарованный стою...
Точно в капитанскую каюту,
Рвётся ветер в комнату мою.
Полетев, затрепетали шторы
И надулись, будто паруса.
Вижу океанские просторы,
Яркие, чужие небеса.
Вам нравятся эти строчки? Это отрывок из стихотворения Елены Благининой «Форточка».
Откройте учебник на странице…
(Пока дети открывают учебники, я подхожу к доске и мелом провожу три вертикальные черты, разделяю её на четыре части)
Ребята, мы будем не просто читать стихотворение, а представлять, о чем рассказывает нам автор.
Попробуем составить схему стихотворения, но разными способами.
Сейчас я раздам вам карточки с номерами, кому какая попадется, тот то и делает. Меняться лучше не надо. Почему? Пока секрет, который я открою в конце урока. И это не единственный секрет.
Итак, первые будут составлять словесную схему, вторые – ритмическую, третьи – просто рисовать то, что представляете себе.
(Несколько карточек я оставил без номеров. Очень интересно, как отреагируют ребята на это? После того, как кто-нибудь задаст вопрос «А почему у меня карточка без номера?», я приглашу их к доске. Это будет четыре-пять человек.
Они тоже будут тянуть жребий. Трое – выполняют задание на доске, четвертый – читает стихотворение по четверостишиям, после которых делает паузу, а пятый – пытается пояснить, что ему кажется необыкновенным в этом четверостишии, но без слов, картинок и схем. Только при помощи каких-нибудь условных знаков, понятных только ему).
Что я хочу добиться этим? Ребята смогут самовыразиться. Я уверен, что некоторые ребята тайком поменяются карточками (это те, кто любит-не любит рисовать), но в конце урока их ожидает «сюрприз».
Итак, читаем стихотворение, ребята пишут-рисуют-составляют схемы. А я внимательно смотрю, чтобы не списывали с доски и не подсказывали.
Ученик читает, делая паузу после каждого четверостишия.
Форточку открыл я на минуту
И как зачарованный стою...
Точно в капитанскую каюту,
Рвётся ветер в комнату мою.
Полетев, затрепетали шторы
И надулись, будто паруса.
Вижу океанские просторы,
Яркие, чужие небеса.
Знаю, знаю - за окном не лето,

Стужа там крепчает под луной.
Почему ж квадратики паркета,
Дрогнув, закачались подо мной?
И вода, взревев, забушевала...

И уж не во сне, а наяву
Я стою на вахте у штурвала,
К берегам неведомым плыву.
Вот сирена бережно и низко

Понесла свой голос в высоту.
Где мы будем завтра?
В Сан-Франциско?
Иль в другом каком-нибудь порту?
Или поплывём без передышки

По лазурной этой глубине?
...Я очнулся. Ноги - как ледышки,
Руки - тоже. Голова - в огне.
Я захлопнул форточку. И стало

Всё на место. Я залез в кровать,
Поплотней зарылся в одеяло
И тихонько начал отплывать.
Звук разнёсся важный и протяжный -
Это полночь за стеною бьёт.
Весь наш дом - корабль многоэтажный -
Океаном тишины плывёт...
На выполнение этого задания я предполагаю 5-8 минут. Всё должно быть быстро, схематично, без раздумывания. Первые впечатления.
- Ребята, работу закончили. Подписали. Сдали. (собираю работы) Те, кто работал у доски сейчас расскажут нам, почему они так представили это стихотворение?
Слушаю ответы, задаю вопросы, если возникнут, ставлю оценки.
- Ребята. Первый сюрприз. Тот, кто работал у доски получает оценку на бал выше, за оперативность и креативность.
(Это, так называемая «Хитрость», чтобы простимулировать ребят к активности и убрать страх перед выходом к доске. На следующий уроках буду четко отслеживать тех, кто «не доучил», но таким образом пытается заработать оценку получше. Это уже другая история.)
- Второй сюрприз – тот, кто читал стихотворение, получит «среднеарифметическую» оценку класса. Эту оценку он узнает завтра. После того, как я проверю все ваши работы.
(Здесь я опять делаю ставку на дружбу и взаимопомощь. Ученик старался, читал, но не все правильно выполнят работу. В каждом классе есть «халявщики», вот у них сейчас откроется совесть.
Проверив задания ребят, «завтра» я объявлю средний балл класса. В любом случае это будет оценка не ниже «4» - мне так кажется – и после того, как ребята немножко повозмущаются о несправедливости оценки «Читал(а) хорошо! Несправедливо!», я спокойно выслушаю ребят, улыбнусь и грустно скажу: «Но вы меня вчера, однако, невнимательно слушали! Надо быть честными. Я же обещал, что тот, кто отвечает у доски – получает отметку на балл выше? Я своё слово держу. В журнал идёт заслуженная оценка.»)
А сейчас задание на дом. Учим стихотворение наизусть, делаем его разбор по образцу, как это мы делали раньше.  (Ребята записывают домашнее задание). А теперь меняемся карточками с номерами. Те, кто выполнял задание у доски – делают работу по выбору. Можно усовершенствовать ту же самую.
Подводим итог. Кто написал стихотворение? Что вы запомнили об авторе?
О чем стихотворение? Правда это или вымысел? Почему?
Что Вам показалось особенно интересным?
Как вы думаете, на иностранном языке возможно ли передать всю суть оригинала?
Не забудьте о том, что мы договорились немного побыть переводчиками. Помощь родителей приветствуется.
Итак, мы сегодня разобрали стихотворение, узнали много нового о Елене Александровне Благининой. Предлагаю также составить список стихотворений этого автора, которые вы прочитали самостоятельно. Мне очень интересно, сколько вы знаете стихотворений?
Ведь их очень много в 70-ти сборниках.
Последний, кстати, появился, когда Елены Александровны уже не было в живых: она умерла в 1989 г.
(На следующем уроке я предполагаю собрать списки стихотворений, и тех, кто явно «схитрил», предполагаю опросить о том, что написано в том или ином стихотворении)
- Урок окончен. (я встаю, дети встают) До свидания.
Я выхожу из класса, даю возможность ребятам побыть наедине.
Вот такой урок я провёл бы в 4 классе.

  Дорогие читатели блога, ну правда ведь оригинальный урок получился? Больше скажу: моим студентам стоит поучиться умению подать материал и работать с дополнительной литературой!

  Да и сама идея вот таких необычных межблоговых проектов очень интересна, неправда ли?

44 комментария:

  1. Ничего себе)))) Очень интересный и увлекательный конспект получился :D Мне безумно понравился))) Ваня из тебя бы вышел хороший учитель) ^_^

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и первые ласточки) Приятно, что девочки из моей группы так "отзывчивы". Я вот с Аней согласна: конспект увлекательный!

      Удалить
    2. Здравствуйте. Анна! Спасибо за комплимент. а вот возможен ли этот урок в реальности? Дети-то разные.

      Удалить
    3. По-моему мнению, возможен)))) Детей всегда привлекает необычный, непохожий ни на какой другой, урок...

      Удалить
    4. А мысль о педагогической деятельности у Вани уже проскальзывала)))

      Удалить
    5. Здравствуйте, Анна Борисовна! Когда начинаешь общаться с Асами Педагогики, то поневоле задумываешься "А вдруг" ;)

      Удалить
  2. Маргарита Аракчеева28 марта 2015 г., 22:40

    Мне очень понравился конспект урока!! Хотелось бы увидеть его в реальности☺ мне кажется, урок, получился бы отличный!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что Ване будет приятно прочитать подобные комментарии!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Маргарита! А Вы попробуйте, проведите, у Вас больше шансов ;)

      Удалить
    3. Маргарита Аракчеева29 марта 2015 г., 15:18

      Было бы интересно провести урок по вашему конспекту, но дело в том, что каждый учитель видит урок по своему, даже два учителя по одному конспекту, проведут два совершенно разных урока. Мне, было бы интересно увидеть ваш урок, по вашему конспекту, т.к. его написали вы и легче всего провести урок будет вам (вы будете чувствовать себя, в «своей тарелке») =)))

      Удалить
  3. Здравствуйте, коллеги! Идея урока, конечно, отличная. Если не считать, что методика работы над стихотворением нарушена, мне очень понравился этап подготовки к введению в тему. Конечно, цель урока должны ставить дети - это уже 4 класс. А так все по фгос.: работа в группах, творческая работа. Пояснения к этапам урока очень понравились. Оценка авансом? Не привыкнуть дети к легким оценкам. Если это единожды использовать, то возможно:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте. Конечно, Вы правы. Но нужно брать в расчет, что Ваня не изучал методику, а конспект написан по наитию, по порыву души, так сказать! Мне очень понравился его подход! Спасибо за отзыв!

      Удалить
    2. Добрый день, Ольга Александровна! Если я когда-нибудь стану учителем (кто знает, в этом мире всё возможно), то буду очень строгим, но справедливым. У меня уже сейчас перед глазами есть достойные примеры настоящих Педагогов, так что есть с кого брать пример.

      Удалить
    3. Здравствуй, Иван! Надеюсь, что ты не обиделся на мой комментарий. Было очень интересно посмотреть, как с разработкой урока справится ученик. Ты справился и достойно, не каждый опытный учитель может придумать такой ход урока!
      Уверена, что школа получит справедливого и умного учителя :) И мы будем у тебя ещё и опыт перенимать ! Но у тебя есть время подумать:)

      Удалить
    4. Спасибо, Ольга Александровна! Вы очень правильно сказали "Методика нарушена", а я ведь даже и не предполагал, что такие методики существуют ;), поэтому теперь с удовольствием ознакомлюсь (пока только ознакомлюсь) с методиками. А кто придумывает их?

      Удалить
    5. Все методики преподавания произведений литературы: стихотворения, басни, сказки, рассказа, научно-познавательного произведения и т.д. прописаны в книгах. Не знаю, как сейчас, но раньше, когда я была студенткой, они называли "Методика преподавания детской литературы", "Методика преподавания русского языка". Такие учебники обычно имеются в профильных учебных заведениях. А как сейчас, надо Анны Владимировны спросить. Учатся ли студенты по таким учебникам? Ведь я была студенткой 21 год назад :)

      Удалить
    6. Конечно, такие учебные пособия существуют. Сейчас есть учебник, который называется "Методика преподавания русского языка", включает в себя и обучение русскому языку, и литературному чтению в начальной школе. Он у меня есть в электронном виде, поэтому, Ваня, если хочешь, могу тебе его прислать.

      Удалить
    7. Ольга Александровна, я думаю, что Ваня не обиделся, ведь он действительно не учился методике преподавания. Я ведь раньше, когда училась в школе, совсем не понимала, как же учителя так много знают... А потом, уже в колледже, для меня открылся секрет: подготовка, конспекты, самообразование...
      А из Вани, мне кажется, получился бы отличный педагог! С его-то креативностью и творчеством - 100% получился бы!

      Удалить
    8. Вот и мне, пожалуйста, Анна Владимировна, пришлите:) А то у меня только тетради со старыми студенческими записями. Интересно сравнить :)

      Удалить
    9. Конечно, Ольга Александровна! Вы напишите, пожалуйста, мне на электронную почту (адрес у меня во вкладке "Контакты"), а я отвечу Вам.

      Удалить
    10. Анна Владимировна, я очень люблю свою профессию и не представляю себя в другой сфере. Ему можно попробовать себя вожатым в лагере, тогда он поймёт его это или нет:)

      Удалить
    11. Кстати, хорошая идея. Думаю, что Ваня ей обязательно воспользуется!

      Удалить
    12. Анна Владимировна, пришлите мне методику. Будет интересно почитать ;)
      А с детьми у меня хороший контакт. Главное, найти контакт с коллегами и вышестоящим руководством ;)

      Удалить
  4. Молодец, Ваня! Надо воспользоваться твоим планом урока! А в своей школе не мечтаешь воплотить урок в реальность? Интересно было бы узнать о мнении самих учеников о таком необычном уроке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна. Было бы интересно, провести урок "в реале", но я очень скромный человек. разволнуюсь. А вот, если бы кто из опытных учителей попробовал-бы, то мне и самому было бы интересно посмотреть, как в действительности всё происходит ;)

      Удалить
    2. Анна Анатольевна, спасибо за отзыв. Я тоже подумываю предложить своим девчонкам воспользоваться конспектом, который Ваня разработал...

      Удалить
    3. Ваня, а ты когда в "Катеньке" выступаешь сильно волнуешься? Так вот урок - это всегда мини-концерт...

      Удалить
    4. Анна Владимировна, вести урок "вживую" в непосредственном контакте с детьми это совсем не то, что выступать на сцене. Там уже однозначно "на тебя настроены", прошли послушать, оценить (не без этого),
      А в школе - Вы же знаете, пол-класса пришли потому что "нужно", а пол-класса, потому что больше идти некуда ;) Так, просто, потусить.
      Вести уроки намного сложнее. Надо импровизировать, подстраиваться под ситуацию, не поддаваться на провокацию и т.д.

      Удалить
    5. Не могу не согласиться! Но мне вот, например, легче урок провести, чем со сцены выступить) Это, видимо, от привычки зависит...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Владимировна и Ванечка! Знаете, что я вам скажу....методика методикой, ее никто не отменял, а вот к педагогам, которые ведут урок не так как все, с творческим подходом, с изюминкой - дети стремятся с радостью. Ведь идя на урок и не зная, какая интрига ожидает класс , всегда интереснее! Держать аудиторию под контролем, "дирижируя" эмоциями - вот высший пилотаж в педагогике, а у Вани все предпосылки к этому есть. Урок просто отличный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Спасибо за поддержку. Я очень волновался, когда принялся за работу. Но потом увлекся и вот что получилось.

      Удалить
    2. Правы, Людмила Владимировна, правы на все сто! Творческий подход очень важен при планировании и ведении урока

      Удалить
  6. Начала читать и вспомнила анекдот: Перед тем, как зайти в дверь открытого лифта, убедитесь,что он там есть")
    Ваня,классный конспект! Иногда нужно не знать правил,чтобы получилось что-нибудь стоящее)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна(?) Спасибо за поддержку. Но, если я всё-таки решу стать учителем, то придётся придерживаться правил ;) Хотя, время идёт, всё меняется.

      Удалить
  7. Ваня, ты молодец! Даже читая почти конспект урока, стало интересно!
    Вдруг, учитель растёт...? ))) Да ещё и учитель-блогер! Ваня, а вот если подумать, ты бы в школе какие три предмета захотел бы вести?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, у Вани столько талантов, что любая профессия его с радостью примет, все дороги перед ним открыты!

      Удалить
    2. Добрый вечер, Лилия Павловна! Мне проще сказать, какие предметы НЕ вёл бы: физкультура, математика и ИЗО. Хотя, о математике ещё можно подумать, может быть и "да".

      Удалить
  8. Конспект урока замечательный, есть этапы, есть групповая работа, мотивация и рефлексия... Важно, урок писал ученик - и этим все сказано. Смелый эксперимент, я бы с удовольствием такой урок позволила в школе провести. Анна Владимировна, спасибо за гостевой пост. Ваня, спасибо за смелость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Это Ване пришла в голову мысль с конспектом и гостевым постом! Так что все лавры - ему!

      Удалить
    2. Анна Борисовна, спасибо за "разбор полетов". От директора школы такое услышать приятно.
      Анна Владимировна, "лавры-пополам"! Я скромный.

      Удалить
  9. Вы знаете, мне даже трудно подобрать подходящие слова, чтобы оценить или нет, правильнее сказать выразить свое мнение по поводу прочитанного... Бог с ними, с методиками!.. Иван (к сожалению не знаю Вашего отчества) - Вы удивительный юноша... Смелый, умный, креативный, привлекательный не только своим внешним, но и внутренним содержанием!) А ведь у меня сейчас, благодаря Вам проснулась гордость за наше подрастающее поколение! Так что дерзайте, стремитесь вперед, пробуйте и побеждайте! А главное оставайтесь таким же увлеченным и открытым!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Эдуардовна! В нашем ("подрастающем") поколении очень много по-настоящему талантливых ребят. Многим из нас повезло встретить настоящих наставников, увлеченных и неординарных. Так что, будем надеяться на мирное время и развиваться по-правильному ;)
      А зовут меня совсем просто, "по-учительски" - Иван Иванович :))

      Удалить
  10. Вот это да ! У мальчика явный педагогический талант! Очень хочется, чтобы жизнь и обучение по специальности не загубило этот творческий росток! Ведь это явно номинант на премию будущий Учитель года! Мои апплодисменты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, здравствуйте. Согласна с Вами совершенно: у Вани есть все задатки, чтобы стать великолепным педагогом.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...