Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

вторник, 3 февраля 2015 г.

Тула ... История пятая... (Оружейная столица России)

Сегодня хочу провести тебя, читатель, по особым, «оружейным» улицам моего замечательного города! Я думаю, ни для кого не секрет, что  Тула, по праву, считается оружейной столицей России! И этот статус  был получен еще много веков назад.

Царь Федор Иванович (правил с 1557
по 1598 гг.)
По свидетельству историков в 1595 году царь Федор Иванович, освободив от податей тульских кузнецов, обязал их изготавливать казенное оружие.  Изготовить хорошее оружие – дело нелегкое! Видимо, поэтому в Туле мастера одной профессии селились рядом, на одной улице, чтобы удобнее было сотрудничать и помогать друг другу. Из-за больших объемов производства им пришлось прибегнуть к разделению труда: кто-то изготавливал ложе, кто-то спусковой механизм и т.д.
  Именно тогда, с XVI века, в городе стали появляться улицы с «оружейными» названиями, кстати, сохранившимися до сих пор! Итак, начнем путешествие…

  Первая улица, на которую мы  попадаем называется Дульная, расположена она (как и большая часть оружейных улиц) в Зареченском районе. В то время на этой территории располагалась Оружейная слобода. На Дульной улице, как я думаю, вы уже догадались, селились «дульщики» - мастера по изготовлению дул для ружей.  Совсем рядом с Дульной находится улица Ствольная. По мнению исследователей, она появилась значительно позже, когда произошли изменения в технологии создания этой части огнестрельного оружия. Если дуло делали из полосы металла, заваривая ее, то ствол – из цельного прута, в котором высверливали канал для прохождения пули. Тут же находилась Заварная улица. Во  дворах и мастерских стояли специальные горны, с помощью которых заваривали дула, после чего передавали их для дальнейшей обработки мастерам со Ствольной и Дульной улиц. В Заречье также можно найти Штыковую улицу.
Экспонат Тульского музея оружия - ружье со штыком

Догадались, что производилось на ней? Конечно, штыки! История улицы начинается в XVIII века, когда на вооружение в нашей армии приняли штык, который позволял превращать ружье во время атаки в копье.  Лишь спустя много лет, штык стал крепиться непосредственно под стволом и уже не мешал вести одновременно с этим стрельбу.
Ворота военного завода "Арсенал"
 Курковая улица появилась после усовершенствования спусковых механизмов,  на ней изготавливались курки. Цеховики-пороховщики жили на Пороховой улице и выпускали черный дымный порох. Оружейные склады располагались на Арсенальной улице, появившейся  на рубеже
XVIII XIX веков. Сейчас на месте этих складов построен завод «Арсенал».





Сможете на карте найти все перечисленные "оружейные" улицы?
Фрагмент карты Зареченского района Тулы
   А теперь отправимся в другой район города – Пролетарский. Это мой родной район, поэтому расскажу он нём немного подробнее. В настоящий момент это крупнейший район Тулы, который находится на северо-востоке города. До 1936 года назывался Чулковским, по названию села Чулково. До сих пор иногда старожилы используют это уже ушедшее  в историю название. Позже в его состав были включены и близлежащие поселки: Кировский, Криволучье, Глушанки, Новомедвенский, Советский, Комарки, Бытовки. И сейчас можно услышать среди пролетарцев прежнее наименование этих мест. Сколько раз мне задавали вопросы, например, на улице: «Как проехать в Глушанки?» или «Этот автобус идет в Криволучье?».
  В Пролетарском районе (как и в Зареченском) сохранились «оружейные» улицы. Например, улица Замочная, появившаяся в XVII веке. На ней жили мастера, делавшие замки – ударные механизмы для совершения выстрела. Недалеко от моего дома располагается очень крупная на сегодняшний день улица Ложевая. Она появилась тоже в XVII веке, а мастера, которые на ней поселились, работали резчиками по дереву и изготавливали все деревянные ружейные детали. Еще одной старой «оружейной» улицей  Тулы, существующей с XVIII века, является улица Пробная. Догадались, с чем был связан выбор подобного названия? Это название было связано с местом «Оружейная проба», другими словами, там располагался полигон Тульского оружейного завода.
  И, наконец, осталось рассказать мне о Патронной улице и Патронном переулке. Это самые «молодые» «оружейные» топонимы нашего города. Появились они в начале ХХ века, потому что именно в этих местах были выделены рабочим Тульского патронного завода участки под застройку.



А под силу ли Вам отыскать на карте "Оружейные" улицы Пролетарского района?
Фрагмент карты Пролетарского района Тулы

  Вот такое славное прошлое у моего любимого города! Но и сейчас Тулу называют оружейной столицей, потому что у нас активно функционируют (кроме "Арсенала") два огромных завода: Тульский оружейный завод и Тульский патронный завод.
Тульский оружейный
завод
Тульский оружейный завод был создан самим Петром Великим в 1712 году! Его история насчитывает более трехсот лет! Это самый старейший из подобных заводов России! А 1920 году в нашем городе был организован музей оружия! (Подробнее об истории завода можно прочитать на сайте ТОЗ, о музее на сайте «Тульскогогосударственного музея оружия»).
Тульский патронный завод
 В 1880 году был открыт Тульский патронный завод, он является одним из значительных мировых производителей патронов стрелкового оружия! (Познакомиться подробнее можно на сайте «Тульского патронного завода»)
Мой папа учится работать
на заводе (он в берете и
очках)
 И здесь у меня есть еще один повод для гордости: мой папа, Седов Владимир Дмитриевич, всю свою жизнь проработал именно на этом заводе наладчиком. И пусть многие скажут, что это не такая уж и завидная профессия, мне кажется, что без нее выпуска продукции просто бы не было. Ведь именно наладчики следят за работой всех механизмов, с помощью которых изготавливаются патроны. 

Папина "Юбилейная медаль "зоо-летие оружейного производства в Туле"
Папина медаль "За укрепление боевого содружества"
Мама, Седова Валентина Александровна, тоже когда-то работала на этом заводе, проверяла качество продукции. Кстати, именно там мои родители и познакомились! Вот так переплетается история родной страны, родного города с историей моей семьи. 
Я с мамой и папой
Я очень люблю свой город, я горжусь, что родилась и живу в нем!
А в завершить эту публикацию я хотела бы гимном города Тулы!



Надеюсь, что наше небольшое путешествие вам, дорогие читатели, понравилось!!!



Подготовить эту публикацию мне помогли такие замечательные источники:
1. Сайт "Тульского патронного завода" - http://xn----7sbb5bnffjmff.xn--p1ai/
2. Сайт "Тульского оружейного завода" - http://www.tulatoz.ru/
3. Сайт "Тульского музея оружия" - http://www.museum-arms.ru/
4. Справочно-информационный портал города Тулы - http://www.tulagorod.ru/
5. Сайт "Тула - город, в котором я живу" - http://tulamoigorod.narod.ru/index.html
6. Сайт "Tula-web.ru" - http://tula-web.ru/statiy/?c=0&st=qyj62gw


28 комментариев:

  1. Понравилось и очень! Окунулась в родное и знакомое! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, рада, что мой пост вызвал у Вас положительные эмоции!!! Я старалась!

      Удалить
  2. Анна, торопилась, а хотела добавить, что мы тоже в Пролетарском - Криволучье и Глушанки. :) Такие дорогие названия! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здОрово! Значит мы с Вами соседи!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна, спасибо за рассказ о городе. Полностью развеяли сложившийся стереотип о Туле - городе пряников и самоваров. Интересно было прочитать о Ваших родителях, познакомиться с семейными ценностями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна, я уже давно планировала сделать публикацию про улицы с "оружейными" названиями. Вот наконец-то руки дошли! Рада, что понравилось. Хочется, чтобы о моем славном городе узнали жители и других городов, мои блогодрузья и гости блога!

      Удалить
  4. Впервые слышу гимн Тулы. Этакий весёлый марш)
    Меня в туле впечатлил новый музей оружия в виде шлема русского богатыря. Это нечто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина Валентиновна, вот такой у нас задорный гимн! И новый музей оружия выше всех похвал. И вообще хочу заметить, что наш город стал в последнее время краше! Надеюсь такая положительная динамика будет и дальше! Спасибо за отзыв!

      Удалить
    2. Анна, я пугаюсь,когда меня Ириной Валентиновной в сети называют) Раздвоение личности начинается прямо у монитора))

      Удалить
    3. Значит, Вас нужно называть ЧУМработницей? Хорошо! Исправлюсь!)))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Анна Владимировна! Просто очаровал Гимн города! Тульские мастера отличные работники! А Ваши родители очень похожи друг на друга, я доже не смог определить, на кого Вы больше похожи, но мне кажется, что всё-таки на отца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ваня! Ты прав, я больше похожа на папу) Вот теперь думаю нужно написать и про другие тульские бренды: самовары, пряники и гармони... Так что есть, где разгуляться!

      Удалить
  6. Добрый вечер, Анна Владимировна! Смотрели всей семьёй Тульские страницы. Очень интересно. В детстве у меня был знакомый Седов Владимир Дмитриевич. Жил в Тимашевске на улице Красной (у бабушки Краснокутской Валентины Григорьевны) Это не он?
    А Гимн Тулы оказывается хорошо знает мой муж! В армии они его пели в учебке. Сейчас спел. А я и не знала. Вот как Вы помогаете узнать таланты нашей семьи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видимо, Ирина Валерьевна, это просто полный тезка моего папы, потому что отец никогда не был в Тимашевске. Очень приятно, что в Вашей семье так хорошо знакомы с нашим гимном! Я очень рада, что мне посчастливилось познакомиться с вашей замечательной и талантливой семьей!!!

      Удалить
  7. Статья прекрасная, а главное очень интересная и познавательная(особенно для тех, кто тут бывает проездом). У вас прекрасный талант. Вы мне порой напоминаете "гугл", вот честное слово, все расскажете, стоит только об этом подумать. Мне нравятся то, как вы это все преподносите людям!) Спасибо еще раз за вашу прекрасную статью!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катюш! Тебя тоже талантом Бог не обделил! Ты пишешь чудесные стихи!!!

      Удалить
  8. Здравствуйте,Анна Владимировна! С большим интересом читали Ваш рассказ вместе с сыном. Он увлекается книгами об оружии, а я в детстве вместе с дядей-охотником делала патроны для двустволки. Ох и увлекательное это было занятие!Оказывается есть определенная последовательность,порох и дробь отмеряют на аптекарских весах. А уж стрелковое оружие, которое изготавливают на заводе, наверняка требует ювелирных расчетов!
    Анна Владимировна, теперь буду ждать рассказа о тульских пряниках и самоварах. С ними тоже связаны названия улиц Вашего города?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Спасибо за теплый отзыв. Оружием я никогда не интересовалась сильно, а вот изучением истории своего города заниматься очень люблю! Я уже думаю над публикациями, посвященными пряникам и самоварам! Правда, в Туле нет улиц, названия которых связаны этими ремеслами! Но я думаю все равно, рассказ получится не менее интересным!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Анна Владимировна! Меня больше всего в Вашем рассказе поразили названия улиц - вот уж и не подозревала, что такие имеют место быть!
    Переплетение истории.. Истории родного города, истории семьи... Прочитав рассказ о Ваших родителях, вспомнилось, насколько ценны и уважаемы всегда были работники заводов. Ни директора и начальники разные, а именно простые мастеровые люди, без которых ни одно производство не обойдется.
    Благодарю за столь увлекательный экскурс по Вашему городу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, Надежда Александровна, что вы заглянули ко мне в гости. У нас в городе очень много было мастеровых! Ведь существовало и самоварное производство, и производство тульских печатных пряников, и тульских гармошек... Так что мне есть, что еще рассказать вам, моим читателям!

      Удалить
    2. Бываю у Вас часто... Пишу не всегда, уж простите...

      Удалить
    3. Приятно слышать, Надежда Александровна, что Вы часто ко мне заглядываете! Спасибо.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Анна Владимировна!
    Заходите на сайтсайт Всероссийского сетевого проекта "Вашей славы наследники мы!"
    Регистрация участников до 8 февраля! Участие в проекте бесплатное. В проекте могут принимать участие команды, состоящие из учеников и руководителя (допускается два руководителя), обучающиеся 1 - 11 классов образовательных учреждений из всех регионов России, а также из стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Представляют работы руководители. Участники получат дипломы, подтверждающие их участие в сетевом проекте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за информацию, Анна Анатольевна.

      Удалить
  11. Анна Владимировна, большое спасибо за интересный топонимический рассказ! История страны в названиях улиц! У Вас получается рассказывать об этом очень интересно! Какая же огромная работа стоит за всем этим! Жду продолжения про пряники и гармошки)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья Михайловна, за теплые слова. Мне очень нравится изучать страницы истории моего города и делиться найденным! Над продолжением "Тульских историй" уже думаю...

      Удалить
  12. Здравствуйте Анна Владимировна, ваша статья очень интересная и познавательная. Прочитав ее я узнала много нового для себя. Меня очень тронула концовка вашей статьи (про вашу семью).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, мне очень приятно, что тебя заинтересовала эта статья! Стараюсь, чтобы всегда было интересно!!! Спасибо за теплые слова

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...