Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

вторник, 9 декабря 2014 г.

«Лигр, тиглон и лилигр!», или «Что нового?»

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет...
А. С. Пушкин. "Евгений Онегин" (гл. I, XXVI)


   Язык (я думаю, об этом все-таки знают многие) - явление живое, постоянно развивающееся. Одни слова постепенно уходят из нашего употребления, а другие – возникают. Это связано, главным образом, с очень быстро меняющимися реалиями современного мира. Еще 15-20 лет назад, например, не каждый из нас держал в руках мобильный телефон, сейчас же этим средством связи обладают все от мала до велика!    
И если дети учатся владеть разнообразными гаджетами чуть ли не с пеленок, зачастую даже раньше, чем разговаривать, то старшее поколение порой с трудом осваивает нововведения. Так вот, слово мобильный (которое можно слышать на каждом углу) тоже было когда-то неологизмом (новым словом). Флеш-карта, плеер, принтер, планшет… перечислять можно бесконечно! Казалось бы, что тут еще можно придумать?! Но заимствования из иностранных языков, а также словотворчество в настоящее время продолжают предоставлять ученым-лингвистам богатые возможности  для исследования.
 Я, будучи все-таки филологом, тоже интересуюсь различными языковыми явлениями, поэтому не прохожу мимо интересных фактов. Вот какими словами пополнился мой запас в последнее время:
Лигрица и лилигрята
ЛИГР – так назвали потомка льва и тигрицы, причем, именно в таком соотношении полов, потому что детеныша тигра и львицы величают уже совсем по-другому – ТИГЛОН. А это уж, извините, по-мнению ученых, совсем другая порода! Эти животные выведены учеными искусственно, в зоопарках, потому что в естественных условиях львы и тигры живут в разных частях света (исключение составляет только Индия). А вот совсем недавно, в 2012 году, скрестили льва и лигрицу, результатом подобного эксперимента стал малыш – ЛИЛИГР. Причем, это произошло впервые в России в Новосибирском зоопарке!

Пример инфографики
 ИНФОГРАФИКА – термин, возможно, не такой и новый, но в активное употребление, мне кажется, вошедший совсем недавно. Это одна из форм информационного дизайна, под которой понимают объединение в одном блоке изображений, текстов и числовых значений. Конечно, сейчас меня занимает вопрос, каким образом это можно использовать в преподавании русского языка и литературы…
Новое для меня значение приобрело слово «СПОЙЛЕР». Оказывается, что теперь таким образом принято называть (по сути) сюжетную ошибку автора фильма, книги или компьютерной игры, из-за которой преждевременно раскрывается важная  информация,  «убивающая» всю интригу. У зрителя или читателя теряется всякий интерес и возможность испытать острые ощущения.
Кадр из фильма "Чапаев" (1934)
  Еще одним интересным для меня неологизмом стал термин БАЙОПИК. Дословно в переводе с английского «biographical picture» - биографическая картина.  Другими словами, это фильм-биография, изображающий какие-либо драматические моменты в жизни героя. И оказывается, что, даже не зная того, еще в СССР снимали байопики. Например, фильм «Чапаев» (аж 1934 года) или «Александр Невский (1938)... (список может быть очень длинным…)
Мультифора
  А теперь совсем открытие для меня! Кто из нас ни держал в руках обычный целлофановый файл, кто ни хранил там много нужных бумаг… А файл-то, на самом деле, вовсе не файл, а МУЛЬТИФОРА - пластиковый, чаще всего прозрачный, канцелярский пакет для хранения и защиты бумажных документов с перфорацией по одной стороне для скрепления.(с) 
либрокубикуларист(ки)
 И завершает ликбез, трудновыговариваемое и тяжелозапоминаемое слово «ЛИБРОКУБИКУЛАРИСТ». «Кто это?» - спросите вы.  Я думаю, что так себя могут назвать многие! Ибо кто из нас не любит  читать, лежа в постели? Да-да, этим «страшным» словом мы, книголюбы, можем теперь себя смело величать!
  Вот такой небольшой обзор неологизмов, появившихся в русском языке, я вам, дорогие читатели, предлагаю! Если вы тоже знаете необычные, странные  или красивые малоупотребительные слова, тогда пишите в комментариях!



  

20 комментариев:

  1. Статья, СУПЕР!!! О многом, конечно же было на слуху слышать) но сейчас было интересно это воспроизвести в своей памяти)) Вы молодец, Анна Владимировна!) Так сказать, узнаете и сами что-то для себя новое и других просвещаете!)Хвала!)) Мне статья очень нравится!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катюш. Рада, что мой пост тебе понравился)

      Удалить
  2. Людмила Лукоянова9 декабря 2014 г., 22:03

    Умничка, ты наша! Не перестаешь радовать. А еще от дистанционных уроков отказывалась. Твое это.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Наверное, вы правы. Отказывалась, потому что слабо себе представляю реализацию проекта... Но, как говорится, прорвемся, я думаю...

      Удалить
  3. никогда бы не подумал, что в русском языке есть такие слова, особенно слово про книголюбов, и не выговоришь, вот что значит заниматься самообразование, узнавать, познавать что-то новое, Анна Владимировна, молодец, спасибо вам за такую познавательную информацию)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша, я рада, что тебе понравился мой пост. Таких необычных слов много, так что, думаю, эта статья не будет единственной.
      P.S. Саша, не забудь в следующий раз оставить подпись, а то мне трудно идентифицировать всех "анонимов")))

      Удалить
  4. Аня, ты - мегамозг!))) я теперь такая умная стала, столько много узнала нового и интересного!) Лучик ты наш! Гордимся тобой, дорогая!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина Эдуардовна! Только в написании этой статьи мне помог не мой мозг, а мегаинтернет! Спасибо еще раз за добрый слова!

      Удалить
  5. Спасибо, Анна, очень интересно, ведь правда: век живи-век учись!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне приятно, что мой, так сказать, филологический пост заинтересовал большое количество людей! Думаю, что и эти "страшные" слова скоро будут чаще употребляться!

      Удалить
  6. О, Анна Владимировна! Не знала в какой теме выразить свои чувства к Вам... Я первый курс, вы ведете у нас литературу.. Вы потрясающий учитель. Я не могу пропустить ваши занятия без причины, Вы САМЫЙ ЛУЧШИЙ учитель, которого я знала. Ваша улыбка согревает, с Вами можно разделить свое мнение, хотя, чаще всего, оно у нас совпадает. Вы просты в общение, что позволяет не сжиматься и быть собой. Вы невероятный человек. Я восхещаюсь Вами. Желаю Вам всего самого лучшего, чтобы Вы не знали бед и продолжали радовать своим существованием.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне очень приятно, дорогой аноним, за такие теплые слова! Спасибо)

      Удалить
  7. Любопытная информация, Анна Владимировна! Тоже люблю задумываться над незнакомыми словами, сразу лезу в шкаф за словарем Ожегова, а сли в нем нет ответа, то обращаюсь, конечно же, к Интернету.
    Меня всегда смущает терминология психологов, теперь и наши политики полюбили разнобразные иностранные словечки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, Жанна Витальевна, язык постоянно обновляется, в последнее время, мне кажется, что-то уж совсем стремительно! Возможно, дело как раз и заключается в массовом распространении интернета?! Правда, хотелось бы, чтобы люди использовали все эти новые слова уместно, имея хоть какое-то представление об их значении)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Анна Владимировна!
    Спасибо за ликбез! Теперь буду употреблять новые слова! Но вот по поводу т.н. файлов есть сомнение)))) Это слово "мультифора" часто раньше встречала на пакетах для бумаг, но казалось, что это название фирмы, которая их производит! Ну что ж, буду себя переучивать. Вот как только представлю, как у коллеги попрошу парочку мультифор, сразу становится смешно))))) О, сначала попрошу мультифор, а потом пластиковых канцелярских прозрачных пакетов для бумаг с перформацией)))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, представьте, что до недавнего времени я представления не имела, что такое мультифора, байопик, либрокубикуларист... Но интернет всегда "подбрасывает" что-то новенькое, так сказать, пищу для размышления.

      Удалить
    2. Да, Анна Владимировна, согласна! Это как я недавно узнала о селфи))))) Написала статью в блог, специально сделала селфи к этой публикации, как оказалось, многие не знали, а потом как стали нам по ТВ повторять - селфи то, селфи это... А мы уже в курсе! )))))

      Удалить
    3. Лилия Павловна, мне до сих пор некоторые новые иностранные слова кажутся инородными в нашем языке. Трудно почему-то мне к ним привыкнуть. Селфи - одно из них! Хотя с ним познакомилась еще в прошлом году, но пока не перевела его в мой активный словарный запас)))

      Удалить
  9. Интересно! байопик и либрокубикуларист (и не выговоришь) даже не слышала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот теперь, Кристина, нужно активно вводить эти неологизмы в наш словарный запас, дабы не отставать от прогресса! Я этим, собственно, тоже занимаюсь)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...