Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

пятница, 19 декабря 2014 г.

Тула... История третья...

Свято-Успенский собор
Тульского кремля
  Около месяца назад я начала вести в своем блоге рубрику "Прогулки по Тульскому краю". История первая была посвящена размышлениям о происхождении названия города Тулы, а вторая - Тульскому кремлю. Сегодня я расскажу, как и обещала, о настоящей жемчужине Тульского кремля - Свято-Успенском соборе.
  Собор был сооружен в 1762—1764 годах. Он  впечатляет своей простотой, величавостью и особенным изяществом.
Фрагмент белокаменной резьбы фасада. XVIII век.
Фотография начала XXI века
  Высота со­оружения от земли до креста на самой большой главке около 40 м. Здание одноэтажное, имеет два ряда окон («два света»). Над почти кубическим объемом возвышаются пять свободно постав­ленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. Пятиглавие — олицетворе­ние Иисуса Христа (центральный барабан) и че­тырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
 Композиция храма повторяет традицион­ные формы русских церквей XVII века. Деко­ративное убранство фасадов собора, выполнен­ное в технике рельефной резьбы по белому кам­ню в стиле русского барокко, также впечатляет своим изяществом и разнообразием. Особенно нарядны порталы собора.
  Оригинально украшен западный портал. Над ним, в овальном медальоне, можно увидеть изображение двуглавого орла — древний рос­сийский герб, символ единства Русской право­славной церкви и самодержавия. Общее цветовое решение собора гармонирует с цветовым реше­нием стен и башен кремля.
  К сожалению, имя архитектора этого заме­чательного памятника неизвестно. До настоя­щего времени дошли лишь имена мастеров, принимавших участие в возведении храма. Зем­ляное и каменное строение делали тульские кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Добры­нин, а Осип Журов — кресты, главы железные, трое железных врат.
  Свято-Успенский собор Тульского кремля по свидетельству очевидцев был «почитаем за один из лучших губернских соборов».
Фрагмент интерьера собора. XVIII век.
Фотография начала XXI века
  Одной из главных достопримечательностей Свято-Успенского собора является его уникаль­ная настенная роспись. Это одно из последних произведений русского стенного письма ярос­лавской школы, или, как образно выразился художник Игорь Грабарь, «лебединая песня умиравшего ве­ликого искусства».
Расписывали тульский Свято-Успенский собор ярославские мастера «стенного писания» за два летних периода — с мая 1765 года по сен­тябрь 1766 года. Об этом свидетельствует лето­писная надпись на правой стороне северного портала: «...трудившиеся о Бозе иконописцы были града Ярославля посадские люди стенного писания...». Среди указанных в настенном пе­речне немало представителей знаменитых дина­стий ярославских «изографов», хранителей веко­вых традиций русского стенного письма. Это Шустовы, Сопляковы, Иконниковы, Горины.
  Свято-Успенский собор расписан в техни­ке темперно-клеевой живописи. В отличие от фрески «buon» или «чистой» фрески, где крас­ки, разведенные чистой водой, наносят на влажный грунт, в темпере в качестве связующего красящих пигментов используют яйцо или органические клеи (пшеничный отвар, пиво, квас или гумми — сок некоторых растений) и рисунок наносят на сухой грунт.
  Монументальная живо­пись тульского Свято-Успенского собора вы­полнена в крупном плане, в спокойном, торже­ственном ритме. Но при этом монументаль­ность стенописи не вытесняет особого внима­ния при передаче бытового ряда. Четкая прори­совка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта роспи­сей тульского собора. Художникам абсолютно чужд средневековый аскетизм. Они любили изображать модные наряды XVIII столетия, до­рогую утварь, богато декорированные интерье­ры и фасады зданий. Ярославские мастера, ис­пользуя язык притч, смело вносили в свои кар­тины элементы мирской действительности, что являлось отступлением от церковных традиций.


 Особого внимания заслуживает деревян­ный резной иконостас, прекрасный памятник русского декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII века. Произведение тульских мастеров-краснодеревщиков - иконо­стас стал еще одной драгоценностью в сокро­вищнице главного храма города. Сделанный из липы и ценных пород хвойных деревьев, а за­тем позолоченный, он, по словам современни­ков, «горел как жар».
  Поскольку Успенский собор летний (он не отапливался, и богослужение в нем проходило начиная с Пасхи и заканчивая Покровом), то зимой служба велась в теплой церкви во имя Тихона Амафутского. Располагалась церковь на первом этаже колокольни Свято-Успенского собора, возведенной в 1772— 1776 годах на средства тульских купцов И. Гурьева и С. Сиднева.
Арка между колокольней и
собором. Фотография 1930-х гг.
Четырехэтажное здание, построенное в стиле московского барокко, достигало почти 70-мет­ровой высоты и соединялось с собором боль­шой проездной аркой. К сожалению, имя архи­тектора, по проекту которого сооружалась ко­локольня, неизвестно.
На верхних этажах звонницы размещались 22 колокола, из них самый большой весил 679 пудов, т. е. почти 11 тонн. Колокольня имела часы и золоченый шпиль. Здание являлось ар­хитектурной доминантой — наивысшей точ­кой — центра города, на нее сходились перспек­тивы центральных улиц Тулы.
В 30-х годах XX века Свято-Успенский со­бор был закрыт и приспособлен под склад, а ко­локольня после пожара 1936 года снесена.
Свято-Успенский собор с колокольней. Фотография начала ХХ века
Подготовить эту статью мне помогла замечательная книга: "Тульский кремль": путеводитель/ Сост. М.Н. Кузина и др. - Тула: Неография, 2010. 

2 комментария:

  1. Спасибо, с удовольствием продолжила вместе с Вами экскурсию

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я путешествую с Вами по Краснодарскому краю, а вы со мной по Тульскому! Мне приятно, что Вы заглядываете в мой блог!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...