Доброго времени суток!

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ МОЕГО БЛОГА "BERGAMOT"!

четверг, 11 декабря 2014 г.

Семейная реликвия


  Мне кажется, что в доме каждого человека должна быть библиотека, маленькая или большая – неважно, но должна! Ведь через эти книги, зачастую доставшиеся нам от предков, формируется наша культура, наш кругозор, наши нравственные качества, в том числе. У меня много книг, большую часть, правда, купила я сама… вследствие своей любви к литературе, к истории… наконец, в силу профессии…  Но сейчас мне хочется показать вам, дорогие читатели, уникальный экземпляр.  
По рассказам моей бабушки, в доме это издание появилось случайно. Примерно в 60-70 годы она стала свидетелем сноса одного из ветхих домов, видимо, на чердаке хранилась богатая коллекция литературы (целый сундук), которую бывшие хозяева дома не забрали с собой, может быть, просто забыли. Прохожие, очень быстро начали разбирать по частям найденный «клад». Бабушке досталось несколько старых книг…
пример карты

  С одной из них я и хочу вас познакомить. Это учебник русской истории для младших классов мужских гимназий и реальных училищ, составленный К.И. Добрыниным в соответствии с программами  1915 года. Вышел в тираж он (учебник) в книгоиздательстве В.С. Спиридонова в Москве в 1918 году. Состоит из 364 страниц, сопровожден 122 иллюстрациями и 4 цветными картами! В нем охватывается огромный период русской истории: от происхождения славян до отречения от престола Николая II. Мне очень нравилось в свое время, что автор не только рассказывает о событиях прошлого, но и, например, дает портретные особенности исторических личностей, описывает характер и манеру поведения. 
   Вот, скажем, каким предстает царь Алексей Михайлович:  «По личным качествам царь Алексей Михайлович был государь в высшей степени добрый и ласковый. По словам иностранцев, самая наружность его привлекала к себе всех. Алексей Михайлович был человек довольно высокого роста, здоровый, полный (по-старинному – дородный), с симпатичным лицом. В его голубых глазах светилось необыкновенное добродушие, которое ободряло всех, кому доводилось обращаться к царю с какою-нибудь просьбою. Русские называли обыкновенно Алексея Михайловича «тишайшим» и «ласковым» государем. Основной чертой его характера была глубокая религиозность…»


  Всю мою сознательную жизнь этот учебник сопровождал меня: часто использовала для докладов и сообщений в школе на уроках истории, да и просто любила читать его, перелистывая хрупкие желтые страницы, ощущая трепет и волнение. Сколько человек до меня держали его в руках? Какая судьба постигла этих людей? Сколько розовощеких мальчишек зазубривали за ним заданный урок? Сколько…? Этих «сколько» в те минуты возникало так много!

 Именно тогда, в детстве, от бабушки я узнала, что, оказывается, в России до революции был другой алфавит и что сейчас многие буквы вышли из употребления. Сначала с трудом разбирала я неведомые «письмена», постепенно складывая их в слоги, а затем в слова…


  Спустя годы, я нет-нет да и возьму эту книгу, и вновь передо мной – детские годы. А недавно я решила побольше узнать об этой нашей семейной реликвии. 
 Это оказалось непростым делом! Мне удалось найти немного информации о составителе.  Звали этого человека Константин Игнатьевич Добрынин. Он окончил историко-филологический факультет Императорского Московского университета с дипломом 1-й степени. С 17 сентября был определён учителем истории и географии в Александровскую Серпуховскую прогимназию. В 1898 году утверждён в чин Коллежского асессора, 6 марта 1900 года – в чин Надворного советника, награждён орденом Святого Станислава 3-й степени. 9 марта 1902 года произведён за выслугу лет в Коллежские советники. «От 1 января 1905 года  Всемилостивейше награждён орденом Святой Анны 3-й степени. 28 апреля 1906 года за выслугу лет произведён в Статские советники. 20 сентября 1906 года назначен председателем педсовета Серпуховской женской гимназии и учителем. С 1 июля 1908 года преподаёт историю в Рославльской мужской гимназии и исполняет обязанности инспектора. 1 января 1911 года за усердную службу награждён орденом Святого Станислава 2-й степени. В январе 1914 года - орденом Святой Анны 2-й степени. Имеет также серебряные медали: в память священного коронования императора Николая Второго, в память царствования императора Александра Третьего и в память 300-летия дома Романовых. Получал жалование в размере 1800 рублей, столовых – 1800 рублей, за уроки – 225 рублей. Всего 3825 рублей. Женат на дочери отставного штабс-капитана – Екатерине Александровне. Дети: Маргарита (родилась 7 декабря 1893 года), Пётр (родился 20 июня 1903 года), Валентина (родилась 18 августа 1905 года).
Алексеевское реальное училище. г. Кашин
«Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 17 декабря 1912 года за № 83, напечатанным в Правительственном вестнике за № 280, перемещён директором Кашинского Алексеевского реального училища». Эти  сведения получены из формулярного списка Добрынина Константина Игнатьевича, составленного 13 апреля 1915 года по месту его назначения.  После революции Алексеевское реальное училище было преобразовано в школу. В настоящее время это МБОУ СОШ №1 города Кашина Тверской области.

   Вот такая "история об истории" у меня получилась… А у вас хранятся какие-нибудь необычные книги?

Использовались материалы с сайтов:

24 комментария:

  1. Очень интересная и познавательная статья!) Я всегда мечтала о большой домашней библиотеке, где находятся самые старые-старые шкафы и книги.) Я когда-нибудь исполню свою мечту, пусть даже не большая, но будет своя библиотека)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катерина, я тоже всегда мечтала, чтобы у меня была целая комната-библиотека с креслом и торшером по середине... И, самое главное,свободное время, чтобы читать, читать, читать...

      Удалить
    2. А еще у меня мечта, чтоб мне подарили книжку)))вот честно) интересную)) И если мне когда-нибудь ее подарят, я наверное умру от счастья)) правда)))

      Удалить
    3. Это намек???))) А что такое "интересная книжка"? Каждому свое интересно!

      Удалить
    4. Ни в коем случае) Согласна, каждом свое) А вот над вопросом "интересная книжка" можно и призадуматься))

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже хочу создать свою библиотеку)))))))))) Отвести под нее отдельною комнату, сделать стеллажи.... Поставить там кожаный диван.... Дома у меня была хорошая библиотека, часть книг перешли от дедушки с бабушкой, остальные покупали родители.... Некоторые дарили друзья... В сущности именно необычного ничего не было, но каждая книга, имеет, как я считаю свою душу, и поэтому все они мне очень дороги... Я мечтаю что их как нибудь удастся вывезти со временем, очень бы не хотелось терять свою библиотеку...
    А книга, которую Вы нам показали потрясающая)))))) Я всегда мечтала подержать что то подобное в руках)))))) Спасибо за интересную статью!))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я рада, Катя, что тебе было интересно читать мой пост! У меня есть еще книги, даже старее, чем эта. Я как -нибудь принесу показать!

      Удалить
    2. Это будет очень здорово! Спасибо!!!

      Удалить
  4. Большой библиотеки у меня никогда не было... но у меня был замечательный папа... который безумно любил читать.... Когда, будучи маленькой девочкой, я видела какие толстые книги он читает, причем за рекордно короткие сроки, я удивлялась и восхищалась, прижимая ладошки к щекам: "Мне такие вовек не прочесть!..." Он читал много, быстро, но всегда вдумчиво.... и собирал свою библиотеку, из книг, интересных ему.... исторические романы, фантастика, романы о войне.... Часть этой библиотеки до сих пор бережно храню... это теперь моя ИСТОРИЯ.... это память о папе....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна, Галина Эдуардовна, книги - это всегда память! Поэтому их нужно бережно хранить и передавать будущим поколениям!

      Удалить
  5. Добрый вечер, Анна Владимировна! Я рада, что Вы интересуетесь книгами, в так называемом "печатном издании". У нас дома не очень большая библиотека, где-то около 1500 книг, но я рада, что дети тоже полюбили читать.
    Сейчас не все понимают, как можно в доме столько места занимать под книги, ведь можно всё перенести в электронный вариант? Но я так считаю - электронный вариант - это книга "в дорогу", а дома приятно читать, ощущая в руках каждый листик....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не могу читать электронные версии книг, просто не получаю от этого удовольствия! Мне нужно ощущать в руках книгу, чтобы по- настоящему проникнуться ей! А ваша библиотека не такая уж и маленькая! Большинство не имеют и десяти книг... Вот это горько! а ведь нас считали когда- то самой читающей нацией!!!

      Удалить
    2. И еще, Ирина Валерьевна, очень признательна Вам за внимание к моему блогу! Статьи Вашего замечательного сына я читаю с огромным интересом! Спасибо!

      Удалить
  6. Анна Владимировна, спасибо за Ваш рассказ. В моей библиотеке такого раритета нет, но самой библиотекой горжусь. Конечно же, начинал ее формирование мой папа, в те далекие времена, когда макулатуру обменивали на книги. Сама ценная в моей библиотеке - "Война и мир" Л.Н. Толстого, 1952 г, ее подарили моей маме в день окончания школы за отличные успехи в учебе. Все мои знакомые знают, что и сейчас для меня лучший подарок-книга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, как замечательно, что в наших домашних библиотеках есть книги "с историей". Во многом благодаря этому мы можем передать детям и внукам семейные традиции, опыт... словом, всё, что накоплено за долгие годы

      Удалить
  7. А мы с братом в детстве создавали свою домашнюю библиотеку, я аккуратно вела картотеку, а брат наклеивал на книги формуляры ,что подвергало в шок наших родителей ))) Книги мы собрали со всей квартиры несколько коробок, но вот редких таких, к сожалению, не было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, я тоже в детстве очень любила составлять каталог домашних книг. Многое, кстати, прочитала именно тогда, еще учась в школе. Как это все-таки здорово - читать "настоящую" книгу!

      Удалить
  8. У моих родителей хорошая библиотека, и когда я бываю у них в гостях, то обязательно читаю, а по большей части перечитываю. Начинаю в ней "копаться" и каждый раз нахожу что-то интересное. Ведь, для каждого жизненного этапа подходит какая-то определенная книга.
    Прошлым летом, например, я прочла "Мастера и Маргариту" и прочла на одном дыхании (можно посмотреть мой отзыв: http://yellowchickens.blogspot.ru/2013/07/blog-post_24.html ).
    Каких-то старинных книг у нас нет, но надо обязательно будет посмотреть...

    А я беру книги в библиотеке, мне повезло, она у нас рядом с домом. Каждый выходной иду - выбираю себе стопку и наслаждаюсь чтением. Здесь и классика, и новые авторы, и мемуары, вкус у меня разносторонний...
    Спасибо, Анна Владимировна, что поделились интересной историей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, я в детстве не вылезала из библиотек. Обычно список книг на лето заканчивался недели за 2-3! Могла (да и сейчас могу, если время свободное выпадает) читать целый день! Если честно, не понимаю людей, которые не любят это замечательно занятие!

      Удалить
  9. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  10. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  11. Анна Владимировна, очень интересная "история об истории". Я так зачиталась, что даже уроки делать теперь не хочется. У меня тоже есть большое количество книг дома, но прочитать свою огромную "библиотеку" не получается,всегда очень мало времени.Но есть одна книга, которая с самого детства затронула меня до глубины души, в ней был маленький рассказ про маму зайчиху и её зайчат. Мама рассказывала, что после первого прочтения, я всегда плакала. А через несколько лет я нашла её. Честно, до сих пор, при виде её что-то сжимается внутри и становится грустно.. И читая ваш рассказ, я поняла, что книги способны передавать эмоции, чувства, ведь так приятно найти книгу, которую читал несколько лет назад:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, ты права, книги имеют душу и чувства! Именно поэтому они так прекрасны и незабываемы!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...